В Русской Православной Церкви есть дни особого поминовения усопших:
Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских - 26 января (ст.ст.)/ 8 января (н. ст.).
Суббота мясопустная – совершается в субботу на Мясопустной седмице.
Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмиц Великого поста.
Троицкая суббота – совершается в субботу перед Днём Святой Троицы (Пятидесятницы).
Радоница – совершается во вторник Фоминой седмицы.
Поминовение усопших воинов – совершается в годовщину победы в Великой Отечественной Войне – 26 апреля (ст. ст.)/ 9 мая (н. ст.).
Димитриевская суббота – совершается в субботу перед днём Св. Вмч. Димитрия Солунского.
В связи со скорым празднованием дня Вмч. Димитрия Солунского, хотелось бы особо остановиться на Димитриевской родительской субботе. Откуда этот день? Кем и в честь чего или кого установлен? Какие события с ним связаны? Для ответа на эти вопросы нам нужно вернуться в далёкое прошлое.
Вторая полвина XIV века. Русь уже почти 150 лет находится под игом монголо-татарских захватчиков. Не изгладился из памяти народной ужас батыева нашествия. Многие потеряли своих родных, были разрушены города, уничтожено хозяйство. Но и после установления власти Золотой Орды над Русью, жизнь оставалась тяжела: продолжались опустошительные набеги и карательные экспедиции варваров-завоевателей; уводы в рабство; страдал под бременем дани русский народ и продолжали ездить князья с богатыми дарами в Сарай на унизительное поклонение хану.
Однако, не согнулась Русь. Медленно, но неуклонно она освобождалась от потрясений, отстраивалась, возрождалось ремесло и сельское хозяйство. И каждое поколение русских людей надеялось и ожидало своего освобождения. Многие годы крупное сражение было невозможно: слишком не равны были силы, слишком мощно было монголо-татарское войско против русского и без того потрёпанного в продолжавшихся междоусобных княжеских бранях. Не могло быть и речи о бое, пока Русь была раздроблена на отдельные княжества, не имевшие общего централизованного управления.
Центром объединения стало Московское княжество. Немалое значение имело его удобное местоположение: город стоял на перекрёстке сухопутных и водных дорог связывавших всю страну. К тому же Московское княжество меньше соседних подверглось набегам монголо-татар. В нём активно набирали обороты ремесло и сельское хозяйство. Привлечённый большей безопасностью сюда начинает стекаться народ. Москва крепла. Князю московскому Дмитрию Ивановичу удалось объединить под своей властью многих князей. В итоге Москва стала единственной силой способной вступить в борьбу с игом. В Золотой же Орде, напротив, начинаются смуты и борьба за власть.
Князь Дмитрий Иванович получает ханскую грамоту на великое княжение и в 1362 году ему удаётся утвердить свою власть. Этот год можно считать отправной точкой к началу великого сражения, которое нам известно, как «Куликовская битва».
Подготовка Руси к свержению ордынского ига не могла пройти незамеченной, и в 1378 году беклярбек и темник Золотой Орды, Мамай, управлявший западной её частью (а временами и столицей) посылает своего темника Бегича с войском на князя Дмитрия. Однако не рассчитав силы русских войско Бегича было разбито на реке Воже. Мамаю нанесено смертельное оскорбление, он начинает собирать войско и готовиться в поход на Русь. Понимая неизбежность столкновения, князь Дмитрий спешит с подготовкой войска.
И вот, к сентябрю 1380 года всё было готово для решающего боя. Отправляясь на битву, князь Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод отправляется в Троице-Сергиев монастырь к преподобному Сергию Радонежскому. Который благословляет его на битву, предсказывает победу, и как символ своего благословения посылает с ним двух иноков: Пересвета и Ослябю. Князь возвращается к войску и вместе с ним начинает выдвижение навстречу войскам Мамая. 6 сентября русская дружина подошла к Дону, и в ночь с 7-го на 8-е сентября под прикрытием темноты и тумана переправилась через него. Переправившись через Дон, князь Дмитрий сразу даёт распоряжение о построении в боевые порядки.
На рассвете, когда рассеялся туман, противники предстали друг перед другом на Куликовом поле, которое находится при впадении реки Непрядвы в Дон. Полчища Мамая почти в два раза превышали дружину князя Димитрия.
Боевой порядок русской дружины включал в себя: передняя линия – Сторожевой полк (включал только конницу) и стоящий за ним Передовой (пехота городовых дружин); Вторая и она же главная линия – Большой полк и полки Правой и Левой руки (эти полки имели в центре пехоту, а на флангах конницу); третья линия – Резервный полк; в Зелёной Дубраве был сосредоточен Засадный полк (отборная конница).
Боевой порядок войска Мамая: первая линия – Передовой отряд (конница); вторая линия – Центральный полк (пехота, в т. ч. наёмники), полки Правого и Левого крыла (конница); третья линия – мощный резерв (конница).
Перед битвой великий князь обратился к войску: «Возлюбленни отцы и братия, своего ради спасения, подвизайтеся за православную веру и за братию нашу! Вси бо есмы от мала до велика, братие, едины внуци Адамли, род и племя едино… умрём в сий час… за братию нашу! За все православное христианство!»
В 11 утра началось сражение. Битва началась с поединка двух богатырей: инока Пересвета и Темир-Мурзы (Челубея). Оба воина в этом поединке погибли, пронзив друг друга копьями. Однако смертельно раненый Пересвет сумел удержаться в седле и вернуться к своим товарищам.
Мамай направил свои полки на русских. Сторожевой и Передовой полки русской дружины после геройского сопротивления были практически полностью уничтожены конницей Мамая. Далее начинается наступление вражеских сил по всему фронту, однако Большому полку и полку Правой руки удаётся сдерживать атаку. После чего Мамай направляет основной удар по Большому полку и полку Левой руки, бросая на это все свои силы в т. ч. и резерв. Почти все воеводы полка Левой руки были убиты. Полк стал подаваться назад и отступил к берегу Непрядвы. Сложилось угрожающее для русского войска положение, грозившее окружением и выходом противника в тыл. Мамаю казалось, что нужно совершить последнее усилие и победа будет одержана. Но для этого нужны дополнительные свежие силы, которых у Мамая уже не было. В этот момент и выступает Засадный полк, который вклинивается в ряды нападавших и вызывает в них панику. В это время начинает наступление Большой полк и полк Левой руки. Орда начинает отступать. И в процессе преследования всё войско Мамая было истреблено. Бежал и сам Мамай, позже он будет убит своими же союзниками.
Победа на Куликовском поле имела огромное значение в жизни Руси. Хоть эта победа и не привела к скорому освобождению от ордынского ига (через два года Русь вынуждена будет согласиться на восстановление вассальных отношений с Ордой), однако она дала толчок к развитию борьбы за независимость. Развеялся миф о непобедимости монголо-татарских полчищ. Выросла уверенность у русского человека в силе своего государства, которое с тех пор продолжало объединяться в грозную и могучую силу. Победа в Куликовском сражении будет началом конца Великой Орды. Значение этой победы оценили и современники великого князя Димитрия, прибавив к его имени прозвание Донской (от реки у которой происходило сражение).
К сожалению битвы не бывают без потерь. Здесь же (особенно по тем временам) погибло огромное количество русских воинов. Погибло больше половины войска (есть предположения, что от него осталась лишь четверть). Летописец пишет: «опустела Русская земля». Одних только князей погибло 12 человек, а бояр 483, не говоря уже о тысячах простых воинов. Много дней хоронили погибших.
Вернувшись с войском из похода, князь прибыл в монастырь к преподобному Сергию Радонежскому (помимо таланта выдающегося государственного деятеля князь Димитрий обладал ещё и христианским благочестием, за что и был в дальнейшем прославлен в лике святых), где была совершена панихида о погибших в этой битве русских воинах. После этого князем было предложено совершать поминовение падших в Куликовской битве ежегодно, в субботу перед днём памяти его святого покровителя Димитрия Солунского.
Отсюда и пошло название Димитриевская суббота, которая в дальнейшем приобрела статус родительской субботы. И потому в этот день мы вспоминаем и молимся не только о погибших воинах, но и о своих усопших родных, близких и дорогих нам людях.
---
Иерей Роман Прыгунков, выпускник Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.