В храме святого Димитрия Солунского находится одна из величайших святынь православного мира — чудотворная Холмская икона Божией Матери.
Прежде этот образ пребывал на западной окраине Русского государства, за рекою Бугом, в стольном ка-федральном городе Холме.
Холмская икона относится к числу древнейших икон. Предание гласит, что она написана святым апостолом и евангелистом Лукой и привезена в Россию из Царьграда. При крещении своем в городе Корсуни святой князь Владимир получил от греческих императоров Василия и Константина много разных священных предметов и икон и в числе их и ту икону Богоматери, которую он впоследствии подарил городу Холму и которой поручил всю Холмскую страну.
В русской истории Холмская икона впервые упоми-нается в 1240 году, когда город окружили татарские пол-чища с жестоким, прошедшим Русь огнем и мечом ханом своим Батыем. Городу угрожало полное разрушение, а жителям — поголовное избиение или ужасная неволя в плену у татар. Объятые страхом горожане стали усердно молиться пред иконою Божией Матери, а две дочери князя — княжны Холмские — дали обет всю свою жизнь посвятить на служение Богу и обновить церковь Пречистой. И услышана была их молитва. Когда затем жители города вынесли чудотворную икону на крепос-тные валы, окружавшие гору, на которой стояли церкви и монастырь, и с молитвою и пением обнесли ее вокруг города, тогда татарам показалось, что город укреплен высокими неприступными стенами и башнями, а гора, которою им нужно было овладеть, возвышается под самые облака. И они в страхе отступили от города.
В 1254 году, когда славный и знаменитый князь всей Холмской страны Даниил Романович Галицкий получил «венец и титул», то, вступив в Холм с чес-тию и славой, прежде всего пришел в храм Богоматери, пал там на колени и усердно молился Пречистой.
В 1499 году на Холм напали крымские татары и раз-грабили город. С иконы Богоматери татары, по попу-щению Божию, сорвали золотую ризу и драгоценные украшения, причем и самой иконе варварским обра-щением было причинено несколько повреждений. Но не оставила Матерь Божия без вразумления нечестивых татар за такое поругание святой иконы. Она тут же, на месте, поразила грабителей слепотою и повернула головы их лицом к спине.
Холмская икона прославлялась на Руси повсюду. К ней молитвенно обращались православные люди разных званий и сословий со всех концов Руси, чему свидетельством служат записи в древнем «Помянни-ке» Холмского Пречистенского собора. Записаны в нем святители русские: митрополиты Московские — Петр и Алексей, Вассиан, епископ Владимирский, Ев-фимий Полоцкий, Димитрий Луцкий.
Много испытаний пережила в печальные времена католической унии (с 1596 года) вместе с верными чадами своими и Холмская икона, переходя из рук в руки: от православных к униатам и католикам и наоборот, странствуя по городам и селам тогдашнего польского королевства. Польский король Ян Казимир в 1651 году силою отнял икону и, несмотря на мольбы и слезы хол-мщан, увез ее в Варшаву и полтора года не расставался с нею. Но не помогла древняя святыня воинственному королю в его походах против православных. После сокрушительного поражения, нанесенного его войску казаками, король отослал икону назад в Холм.
Потянулись годы униатского владычества. Латиняне завладели Холмским кафедральным собором. Святая икона была помещена на стене за престолом, и к ней, по католическому обычаю, нельзя было прикладываться. Исконно православную святыню пытались выдать за католическую — папа Римский прислал в 1765 году две золотые короны для ее коронования по латинскому обряду. В кафедральном соборе звучал орган, униатские монахи вторили ему чужеродными напевами, а простой православный народ истово молился перед своим чудотворным образом, втайне шепча по-славянски «Богородице Дево, радуйся», «Под Твою милость прибегаем». И услышаны были Пречистой усердные и горячие молитвы верных чад ее. Торжественное воссоединение бывших униатов с Православной Церковью завершилось 11 мая 1875 года. «Отторгнутые насилием возвращены любовью». Как светел и радостен был тогда лик Пречистой на ее чудотворной иконе!
Но вот новое грозное испытание. Наступила Первая мировая война. В июле 1915 года, когда неприятельские войска стояли в нескольких верстах от Холма, икона была перевезена в Яблочинский Свято-Онуфриевс-кий монастырь, неподалеку от Брестской крепости. Оставив свой град, икона двинулась со всем холмским народом в неведомый беженский путь. Минск, Бобруйск, а оттуда 11 сентября 1915 года икона была привезена в Петроград, где находилась в храме подворья одного из монастырей Холмской епархии — Радочниц-кой Свято-Антониевской женской обители.
По материалам Холмского Свято-Богородицкого братства, 1916 год
Деревянное здание монастырского подворья со звон-ницей на Большой Осиповской улице (ныне участок Дрезденской, 8) было построено и освящено 24 марта 1913 года. Сюда вместе с эвакуированными насельни-цами обители прибыла и древняя святыня. В 1920 году подворье переименовали в Холмский Богородицкий монастырь. Большинство инокинь вскоре вернулось в Польшу. Подворье же действовало до 1930 года, когда его закрыли, игуменью и шесть монахинь отправили на Соловки, молодых сестер — работать на «Айваз» («Светлану»).
Именно в это время, по-видимому, Холмскую икону Божией Матери и передали в ближайший храм — святого Димитрия Солунского.