Тропарь:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак:
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.
Само событие Вознесения Господа Иисуса Христа отражено в Священном Писании. Наиболее подробно оно представлено у евангелиста Луки (Лк. 24: 50-52) и в Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9-11), так же есть упоминание о нём и у евангелиста Марка (Мк. 16: 19).
Спаситель неоднократно являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, для уверения их в истинности происшедшего чуда - Его телесного Воскресения. Подготавливал их к принятию Духа Святаго, и укреплял в вере для дальнейшего их служения. Явившись в очередной раз Своим ученикам, Он повелел им находиться в Иерусалиме, где и ожидать обещанного от Отца. После чего привёл их на гору Елеонскую, благословил их и в этот момент начал от них отдаляться, возносясь на небо, пока облако не скрыло Его от их взора. Вознесение Спасителя совершилось в сороковой день после Его Воскресения. Вознесением завершается видимое земное присутствие Спасителя, однако Он невидимо и ныне пребывает на земле Своим вездесущим Божеством и в великом таинстве Евхаристии.
Православная Церковь придаёт огромное значение этому событию (это подтверждает и большое количество храмов названных в честь Вознесения), и празднует его на сороковой день после Светлого Христова Воскресения. Этот день всегда выпадает на четверг шестой седмицы по Пасхе, и является Двунадесятым праздником. Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание - в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.
Место, на котором произошло Вознесение, почитается христианами до сего дня, и каждый год в день Вознесения там проходит торжественное богослужение. Елеонская гора (или Масличная - поскольку с древнейших времён была засажена маслинами и оливками) находится напротив восточной стены старого города Иерусалима. Елеонская гора является самой высокой в пределах Иерусалима. Самая высокая точка этой горы находится в 826 метрах над уровнем моря. Гора имеет три вершины, на одной из которых (южной - 816 м) расположен русский Вознесенский монастырь принадлежащий РПЦЗ. На месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола - молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения. В часовне находится камень с отпечатком стопы Спасителя (часовня принадлежит мусульманам).
Очень многое связывает нас с этой горой. О ней существуют неоднократные упоминания ещё в Ветхом Завете. И, конечно же, из Священного писания Нового Завета мы видим, что Спаситель часто посещал эту гору.
Упоминания о важности события Вознесения мы можем увидеть с самых ранних периодов церковной истории. Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Так, например, упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются в различных письменных источниках, это и "Апостольские постановления" (ок. 380 г), у святителя Григория Нисского ( ок. 335 - после 394 гг), и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста (347 - 14 сентября 407 гг), а так же у блаженного Августина (354 - 430 гг). Известны записки паломницы Сильвии Аквитанки (Эгерии), которая посещала Иерусалим в конце IV века, в которых она уже упоминает празднование "40-го дня после Пасхи" (есть некоторые предположения, что изначально слова Вознесение в названии праздника не было, а праздновался он именно, как "40-й день после Пасхи", в который и отмечалось само событие Вознесения).
Однако, изначально, празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день. Но источники V века уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник - на сороковой день после Пасхи.
Самое древнее известное изображение события Вознесения датируется 400 годом. Это так называемый Бамбергский аворий - резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене, а так же рельеф на деревянных дверях (ок. 430 г) церкви Санта - Сабина в Риме.
Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным (ок. 675 - ок. 753 гг) и св. Иосифом Песнопевцем (конец 8 в. - 833 г). Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу (конец 5 в. - около 560 г) .
Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Значение Вознесения сравнимо со значением Рождества Христова - родившись среди людей, Богочеловек возвысил человеческую природу своим снисхождением. Поднявшись же на небо, еще больше возвысил ее своим восхождением.
---
Иерей Роман Прыгунков.