Тропарь:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, негда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятого Духа.
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.
День Святой Троицы или как ещё его называют - Пятидесятницы в Православной Церкви празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи. И является двунадесятым праздником.
Само это событие описывается в "Деяниях Святых апостолов". На десятый день после Вознесения Спасителя, апостолы, находились по Его указанию в Иерусалиме, в Сионской горнице, пребывая в постоянной молитве. Как вдруг, в девятом часу утра (по нашему времяопределению) послышался сильный шум, который наполнил весь дом и был слышен и за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. В этот момент апостолы исполнились благодати Духа Святаго - утешителя, который был им обещан Спасителем. Между тем шум в горнице привлёк туда множество иудеев. Именно оттуда апостолы начинают свою активную проповедь, поражая иудеев её неожиданностью и необычайностью. Никто не ожидал от малограмотных учеников Христовых такой силы слова, да ещё и каждому слушавшему, проповедь слышалась на его родном языке. В тот день во Христа уверовало около трёх тысяч человек.
Хоть евангелист и не упоминает присутствия Богородицы в Сионской горнице среди апостолов, в момент схождения Святаго Духа, однако придание нам указывает на Её присутствие там и получение Ей полноты Благодати. По этому поводу святитель Иннокентий (Борисов) пишет: "Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать Та, что зачала и родила через Его посредство?". Поэтому, с XVII века прочно закрепилась практика изображения на иконе "Пятидесятница" - Богородицы среди апостолов. Древнейшие иконописные изображения события Пятидесятницы относятся к IV в.
Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.
Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя - Духа Святого. Сошествием Святого Духа было утверждено новое священство, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.
Считается, что праздник Пятидесятницы был установлен самими апостолами. Изначально Пятидесятница праздновалась одновременно с Пасхой, как два тесно связанных духовных события. Однако, по некоторым свидетельствам к III веку, Пятидесятница уже сформировалась в отдельный праздник. В "Постановлениях Апостольских" (ок. 380 г.), уже конкретно упоминается о Пятидесятнице, как об отдельном празднике: "И спустя десять дней после Вознесения, то есть в пятидесятый день от первого дня ЯХВЕ, да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Исус послал на нас дар Святого Духа…". С IV-го же века упоминания о праздновании Пятидесятницы становятся не просто частыми, но до нас уже и дошли и проповеди на этот праздник, и описания его празднования. В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.
Самый же древнейший известный нам чин Богослужения на Пятидесятницу (Иерусалимский) датируется VII веком. В VIII веке Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. Наш современный чин Богослужения в День Святой Троицы сложился около XI-XIII вв.
Помещение Сионской горницы сохранилось и до наших дней, хоть она за свою историю неоднократно переходила из рук в руки (то к христианам, то к мусульманам, то к евреям).
В праздник Троицы дома и Храмы принято украшать ветками, травой и цветами, т. к. зелень и цветы символизируют жизнь. Исторически сложилось, что для украшения Храмов и домов преимущественно используют берёзу.
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
---
Иерей Роман Прыгунков. Выпускник Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.