Рождественский пост
Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий, упоминая о постах пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти Cв. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Если 14 ноября выпадает на однодневные посты - среду или пятницу - то заговенье перемещается на 13 ноября. Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, и с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых, а церковный календарь указывает границы и содержание Рождественского Поста, напоминающего содержание Великого Поста. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 20-го декабря (2-го января), начинается пятидневное "предпразднство" наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, "Сочельник", 24-е декабря (6-е января), полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется "Сочельник", а вернее - "Сочевник", от слова "сочиво", что значит - отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.
История установления и распространения. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Впервые упоминание о зимнем посте встречается на Западе. Там в IV-Vвв. возникли так называемые "посты четырёх времен года", основанием для которых являлась благодарность Богу за собранные плоды. О этих постах упоминает папа Лев I (440-461 г.): "на протяжении всего года распределены посты, так что закон воздержания предписан для всех времен года: именно пост весенний совершается в четыредесятницу, летний в пятидесятницуцу, осенний в седьмом месяце, зимний в десятом". Параллельно этим западным постам и на Востоке постепенно годичные посты были доведены до количества четырёх. Примерно в VI-VIII-ом вв. Рождественский пост появляется на востоке и повсеместно распространяется на западе. Так ещё в V-ом в. Перпетуй, еп. Турский († 491 г.), по свидетельству Григория Турского, постился по понедельникам, средам и субботам со дня св. Мартина (11 ноября) до Рождества Христова. Также и II-ой Турский собор 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Христова Рождества (п. 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам с 11 ноября до праздника Рождества и совершение во все это время таин (sacrificia) по чину четыредесятницыцы (пр. 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорит о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю адвента (так назван рождественский пост, как подготовление к пришествию, adventus, Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI в., дает 5 мисс (т.е. для 5 недель) адвента. Также и древне-испанский Силосский лекционарий - столько же, а медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель адвента (42 дня, как у нас 40). Но лекционарии Euxuensis VII в. и так называемый Gotico-Gallicanum начинаются только с рождественской вигилии, следовательно не имеют адвента. Папа Григорий VII в XI в. сократил число недель адвента до 4 (должно быть в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Рождества Христова). На востоке первое указание на Рождественский пост (с 15 ноября) можно встретить в Коптском календаре VIII в.. Уже в IX-ом в. пост перед праздником Рождества получает на Востоке всеобщее признание. В Сочинении, "О трех четыредесятницах", приписываемом Анастасию Синаиту, патр. Антиохийскому (561-600 г.), но появившемуся едва ли ранее IX в. (это видно из того, что в нём упоминается о посте Успенском, неизвестном ранее IX в.), говорится, что обязательность Рождественского поста еще оспаривалась, что его считали установление не апостольским, а монашеским, что продолжительность его сокращали до 19, 12, 6 или 4 дней, что в течение его считали позволительным вкушать все, кроме мяса, исключая одного дня. Автор Сочинения защищает апостольское происхождение и общеобязательность поста ссылкою на предание об ап. Филиппе, согласно которому, апостолу за то, что он перед смертью просил небесной кары своим мучителям, было открыто, что он в течение сорока дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него эти дни. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX в.) дается уже подробное наставление о пище в этот пост. Константинопольский собор при патриархе Луке Хрисоверге и императоре Мануиле Комнене (1143-1180 г.) требует зачинать этот пост с 14 ноября. Вальсамон (XII в.) в толковании на правила этого собора считает пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней. По свидетельству же Кодина (XIV в.) при Константинопольском дворе Рождественский пост соблюдался 40 дней, и в день Рождества по случаю разрешения поста протопапа (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора.
Предписания о трапезе. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов". Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, предписывается от начала поста и по 6 декабря включительно по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино; 21 ноября, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино. В дальнейшие дни, то есть с 7 декабря по 19 декабря включительно по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино. Кроме того, от начала поста и по 19 декабря включительно рыбу (а значит и вино и елей) можно употреблять в те вторники и четверги, когда случится святой со славословием или имеющий праздничный знак, в те понедельники, среды и пятницы, когда есть храмовый праздник или бдение (если иной великий святой, то разрешается вино и елей). В период предпразднства Рождества Христова (с 20 декабря по 24 декабря включительно): по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом; 24 декабря (6 января), в Рождественский сочельник - особо строгий пост, положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни.
В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Необходимо отметить, что в те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.
Также важно помнить, что вопреки сложившейся советской традиции отмечать новый год 31 декабря, в православных странах верующие не освобождаются от поста, более того: неделя перед постом с 31 по 6 января считается самой строгой, когда можно принести достойные плоды покаяния, и праздники в этот период считаются строгим нарушением поста. Освобождение или послабление во время поста допустимо беременным и кормящим матерям, болящим и путешествующим по предварительному благословению (то есть разрешению) духовника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".
Богослужение. На рождественский пост приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков, а также в ряд иных дней (все дни: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 16, 18 и 19 декабря) Устав предписывает петь "Аллилуйя или тропарь", что означает: если в указанные дни не будет праздника, предпразднства или попразднства, а также если такой день не случится в субботу или Неделю (воскресенье), то на утрене вместо "Бог Господь" поётся "Аллилуиа" и "все возследование с поклоны, якоже и в великую четыредесятницу". Такой же порядок службы предусмотрен Уставом на первый день поста - 15 ноября, если он не приходится на субботу или Неделю. В современной приходской практике православного богослужения исполнение данного указания Устава оставляется на усмотрение настоятеля и обычно в указанные дни богослужение отправляется по вседневному, а не великопостному чину.
--- Диакон Михаил Лунев. Выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.
|