Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
(А. С. Пушкин)
Великий Пост - особо важный и особо строгий в жизни христианина.
Великий Пост продолжается в течение 40 дней (Четыредесятница). Само количество дней поста установлено по примеру 40-дневного поста Спасителя в пустыне. За Четыредесятницей следует Страстная Седмица (неделя перед Пасхой), которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя - Его страданиям, крестной смерти и погребению.
Каждый воскресный день (по церковному календарю - неделя) Великого Поста посвящён особому воспоминанию и имеет своё название:
1-я неделя - Торжество Православия.
2-я неделя - Святителя Григория Паламы.
3-я неделя - Крестопоклонная.
4-я неделя - Преподобного Иоанна Лествичника.
5-я неделя - Преподобной Марии Египетской.
6-я неделя - Вход Господень в Иерусалим.
Великий Пост единственный из постов, где богослужения совершаются особым порядком.
Традиция поста как такового, имеет ещё ветхозаветную историю. Что же касается Великого Поста, то установление его происходило постепенно, после определения дня ежегодного празднования Пасхи.
Как утверждает большинство исследователей: пост перед Пасхой не был изначально сорокадневным, а постились христиане того времени как раз в Страстную Седмицу. Пост этот был необычайно строг. Сорокадневный же пост перед Пасхой предположительно был введён для оглашенных, т. е. для тех, кто желал принять крещение, которое и совершалось в Великую Субботу. Таким образом, соблюдая пост, творя молитву и получая необходимые знания, желающие принять крещение, готовили себя к этому великому в их жизни событию (а надо вспомнить, что жизнь христианина в тот период была несравненно тяжелее, чем сейчас). После принятия крещения они уже вместе со всеми христианами принимали Причастие в сам праздник Пасхи. В дальнейшем из чувства любви и братства в этом посте стали участвовать и остальные верующие.
Относительно того периода, когда сорокадневный Пасхальный пост стал соблюдаться всеми христианами, бытуют различные мнения. Однако, святитель Лев I Великий, папа Римский (390 - 10 ноября 461гг), призывает: "исполнить апостолами установленные сорок дней поста". Так же такой документ, как "Апостольские правила" (почитается, как записанное апостольское предание), 69-м своим пунктом нам указывает: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен".
Как бы то ни было, но в начале IV века Великий Пост уже существует повсеместно. И упоминания о нём есть уже и в правилах Первого Вселенского Собора (Никейского) (325г.) - 5-е правило: "…за благо признано, чтобы в каждой области дважды в год были соборы… Соборы же да бывают, один перед Четыредесятницею, … а другой около осеннего времени". И Афанасий Великий (298 - 2 мая 373гг.), неоднократно призывает соблюдать Четыредесятницу и "Святую Седмицу великого праздника Пасхи".
Постились в те времена необычайно строго. Тертуллиан (155 - 220гг.) писал, что вкушали только хлеб, сушёные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня отказывались и от воды. Так же в проповедях Василия Великого (330 - 379гг.) и Иоанна Златоуста (347 - 14 сентября 407гг.) мы встречаем упоминание о том, что пищу вкушают только вечером один раз в день (причём не только монашествующие, но и все христиане вообще). Сухоядение на востоке продержалось до XII века. Затем строгость поста начинает несколько ослабевать.
Что касается соблюдения Великого Поста на Руси, то уже в первые столетия после её крещения пост прочно укоренился в жизни русских христиан. А в XVI - XVII столетиях строгость соблюдения поста на Руси настолько усилилась, что вызывала удивление у приезжих иностранцев. Причём строгость поста касалась и царствующей семьи. Так один из арабских путешественников вспоминал, что царь Алексей Михайлович с семьёй первые три дня Великого Поста не вкушали пищи вообще, активно посещали церковные службы и усердно исполняли домашнее молитвенное правило. В течение всего поста царь ел без масла капусту, грибы и ягоды.
Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с Патриархом Антиохийским, Макарием писал: "В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на варёный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины, и заклинали, чтоб никто впредь не жаловался на пост".
Постились даже младенцы с двухлетнего возраста, а если младенец был слаб, то за него постилась мать.
Вдобавок ко всему, по Студийскому уставу (первоначально в Русской церкви, затем заменён на Иерусалимский), каждый день в Великом Посту полагалось 240 земных поклонов.
Все питейные дома по повелению царя на время поста закрывались.
В дни, которые требовалось по уставу проводить без пищи, больным разрешалась вода и хлеб, а тяжелобольным - разрешалось вкушать пищу ежедневно после захода солнца.
Со временем строгость поста начинает смягчаться. Делается много послаблений, не только для мирян, но и для монашествующих.
"Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту". (Преподобный Ефрем Сирин)
---
Иерей Роман Прыгунков, выпускник Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.