ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Вербное Воскресенье

В день вербного воскресенья храмы полны народом. Все держат в руках ветви единственного распустившегося на Севере России дерева – вербы.  Как надо относиться к этому символу? Что он должен  и может означать для христианина?  Не является открытием, что большинство наших сограждан воспринимают пучок вербовых прутьев как амулет или оберег. Это  говорит о чрезвычайно малой церковности нашего общества.  

Верба заменяет собой в наших широтах ветви пальм, которыми устилали путь Христа,  водящего в Иерусалим.  Они символизировали признание Его Царем и Победителем.  Приходя в  храм и принося эти ветки только распустившейся вербы, мы сами заявляем о признании   Христа  своим повелителем. То же самое делали и жители Иерусалима. Но то, что происходило потом, на протяжении Страстной седмицы, не может укрыться от нашего взора.  Не только один из учеников совершил предательство, но народ, только вчера кричавший «осанна», совершил отречение от своего царя. 

Таким образом, освященные в церкви и принесенные нами в дом ветки  вербы  не только не являются неким трофеем, добытым в давке праздничного многолюдства храма, но постоянным на весь год укором нам, ежедневно и ежечасно предающим Христа.   Они будут немым вопросом нам о том, чем мы подтвердили свой выбор Христа в качестве своего Царя, если мы не выполняем его заповедей и живем вне Его Церкви и вразрез с Его Евангелием?   

Внеся в свой дом освященные ветви, мы как бы расписались в своей решимости раз и навсегда следовать за Христом.  Отдавать и обращать к Нему наше сердце и все наши помыслы.
Когда этот символ занимает в нашем жилище почетное место, мы, таким образом, повторяем слова пророка Иисуса Навина: «Я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят». Слова сии были произнесены в противовес окружавшему тогда народ Израильский  идолопоклонству. 

Идолопоклонства немало и в наши дни.  Оно может быть и вполне сравнимо с теми древними культами Ханаана, или принять формы поклонения самому себе.  Но, так или иначе, и в том и другом случае в жизни человека нет, и не может быть места Христу. Ведь Он требует от человека цельности в служении  и исключает раздвоение в сознании. Апостол нам говорит, что нет и не может быть согласия между  Христом и Велиаром.

Целый год сухие ветви будут нам напоминать о неувядающей вечной жизни. О том, что к свободе призваны мы Христом. К свободе от подчинения миру сему, который во зле лежит, и от его законов. Они будут постоянным напоминанием о том, как слаб человек и легко может предать свой выбор под напором сиюминутных  соображений житейской пользы. Они будут предупреждать о том, что уже на старте наше устремление к небу может потерять силу без сопряжения наших усилий с волей Божией.  Апостол писал по этому поводу так: «И живу уже не я, но живет во мне Христос».  Надо помнить эти слова апостола, говорящие о том, что жизнь христианина уже не частное присутствие обывателя на земле, а принятие   Христа в себя, в свое сердце, в свою  жизнь, в свой дом.

---
Протоиерей Александр Рябков
2012-04-09

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.