ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Под тенью Креста. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня.

Поклонение честному Кресту совершается Святой Церковью несколько раз в год. Есть отдельное празднование обретения Честного Креста и гвоздей святой равноапостольной царицею Еленою, которое отмечается 19 марта по новому стилю. Кресту мы поклоняемся в неделю Великого Поста, которая так и называется Крестопоклонной. Крест занимает также центральное место в храме и в богослужении в день праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 

Но есть и еще одно празднование в честь величайшей святыни христианства. Происхождение или «изнесение» честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник этот связан, как сказано в греческом часослове 1897 года, с летними эпидемиями. Крест Христов выносился в Софийский храм, а потом проносился по улицам царственного града. Но так ли все приземлено и утилитарно? Ведь в русской традиции это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».

Да солнце и жара порождали в древних городах быстрое распространение заразных болезней. Но как нас сегодня может затрагивать этот праздник, в век гигиены и антибиотиков? Наши времена также далеки и от князя Владимира и становления Христианства на Руси. Неужели это только исторические воспоминания? Конечно, нет! Церковь живой организм и все в ней живет и действует Духом Святым. 

Читая в агиографической литературе об этом празднике, который связан с южной изнуряющей жарой, как нестранно, но мне вспоминаются слова из 90 псалма. Пророк в нем обращается к Богу со словами: « избави от беса полуденного». На первый взгляд ничего общего. Но если обратиться к русскому переводу, мы прочитаем: «Избавь от заразы, опустошающей в полдень». Полдень, - это непросто время суток. Полдень, - это  испепеляющее солнце, которое стоит в зените. Заразы бывают разные, но вроде бы нет таких болезней, которые опустошают только в полдень. Значит, речь идет о духовной проблематике. 

В монашеской аскетической литературе встречаются описания уныния, которое находит на монаха пустынника в полуденный час. Владыка Антоний Сурожский аналогично толковал этот стих, как описание духовного упадка проникающего в сердце христианина. И потому мне кажется, что в этом празднике кроется более глубокий смысл, который может быть начинает раскрываться особенно в наше время. Речь надо вести не о губительных поветриях, а о духовном безразличии, вялости, расслабленности, которые помножены  на внутреннюю праздность. И эти болезни души принимают повсеместное распространение, очень похожее на эпидемии. Здесь выходит на сцену современная злободневность. Летние месяцы, - это время отпусков. Время очень искусительное. Часто праздность летнего отдыха становится причиной многих падений. И в это время напоминание о Святом Кресте очень важно. Он поднимается над нашей бренной жизнью, как духовный маяк и как тенистое древо. 

Он становится для тех, кто повредил свою душу одновременно и лекарством и убежищем. Конечно, мы не отметаем и значение креста для телесного исцеления. Но мы должны помнить, что в христианстве несколько иной принцип достижения выздоровления. Не в здоровом теле здоровый дух, а здравая духовная жизнь залог, в том числе и телесной гармонии. Крест становится для нас и воинским вымпелом. Ведь христиане, - это войны христовы.  Церковь, -  это войско христово. Но война наша не с «плотью и кровью», как сказал апостол. Мы ведем духовную брань. Как повторял  наш великий русский воин Александр Суворов: «победи себя и будешь непобедим». Поднанятое над Церковью знамя Креста призывает нас взбодриться, отогнать от себя уныние и сонную дремоту. Он напоминает нам о необходимости быть всегда на страже своего сердца.
И потому в этот день, перед Крестом, надо нам обратиться к Богу с молитвой: 
«Господи, прости нам наши грехи, которыми мы тебя снова и снова распинаем. 
Господи, исцели раны, которые нанес нам грех. 
Господи, укрепи нас в борьбе с грехом». 
Аминь. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2012-08-13

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.