Пост и общество.
Наступивший Великий Пост вольно или невольно привлекает к себе внимание общества. На первый взгляд может показаться, что Церковь и ее традиция очень далеко отстоят от современной жизни. Но вот парадокс. Стоит только наступить Великому Посту, как об этом непременно будет упоминаться в СМИ. Даже ведущие музыкально-развлекательных радиоканалов обсуждают тему поста. Конечно, это не говорит о массовом соблюдении поста населением России. И все же мы можем наблюдать ежегодное появление в розничной торговле в это время года продуктов с маркировкой «постный продукт». Появляется постное меню в ресторанах и кафе. Все это заставляет задуматься о том, что не так уж далек современный россиянин от многовековой традиции поста, как может показаться на первый взгляд.
Пост не лишение, а благо.
Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что суть поста для большинства наших современников состоит в исключении из своего рациона животных белков. Оспаривать данную установку сложно, так как воздержание в пище является важной составляющей поста. Но необходимо напомнить о целях его, чтобы он не превращался в абсурдное самоистязание или попытку скинуть лишние килограммы. Высокое значение аскетизма признавали все древнейшие мыслители, для которых свобода от желаний открывала возможность разумной жизни. Различные философские школы соглашались в одном, что невозможность удовлетворить безграничные желания человека ведет его к страданию. Древнегреческие учителя и наставники считали благоразумное самоограничение способом достижения общественного и личного блага.
Пост и духовное преображение.
Для христианской традиции пост имеет более глубокое значение. Ставится задача духовного преображения человека и достижения им целомудрия. Вот как говорил о посте широко известный святой и искусный врач архиепископ Лука Войно-Ясенецкий: «О, как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, ибо ничто не располагает так к нарушению целомудрия, как объедение и пьянство. Но не только об одном половом целомудрии говорим мы, восхваляя пост: есть и другая форма целомудрия – целомудрие духовное. Это чистота сердца, и к этой цели – к чистоте сердца - и располагает нас пост». Таким образом, пост приобретает именно религиозный смысл, как способ единения человека с Богом. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Пост и церковная традиция.
Рассмотрев кратко социологическую сторону поста и его место в нашем обществе, уделив внимание значению поста в деле созидания общественной и личной нравственности, мы подошли напрямую к тому, что пост по преимуществу есть проявление Веры. Жизнь верующего человека нельзя представить без молитвы, участия в богослужении и таинствах. Во время Великого Поста церковное богослужение принимает совсем другие формы. «Светлая печаль» великопостной молитвы умиротворяюще действует на человека. За стенами храма кипит городская жизнь, а внутри его неспешно идет богослужение. Целительным бальзамом оно изливается на усталую душу жителя мегаполиса. Как тысячу лет назад в монастырях Палестины, Египта и Греции, также и сегодня, в 21 веке на берегах Невы, молитва собирает нас вместе в братской любви. Нельзя, соблюдая пост, пройти мимо этого сокровища. В свое время поэзия великопостной молитвы святого Ефрема Сирина вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на написание стихотворения «Отцы Пустынники и жены непорочны». Великий поэт глубоко проникся покаянной и преображающей силой этой молитвы, которая и сегодня звучит каждый день в храмах в течение всего Великого Поста. Прикосновение к многовековому преданию Церкви возвращает нас к смыслу поста, то есть к духовному совершенствованию через единение с Богом и ближним.
---
Протоиерей Александр Рябков
2013-04-04