ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

О Единстве

Предваряя праздник Святой Троицы, в храме читаются Евангельские отрывки из так называемой первосвященнической молитвы Христа, которую Он произнес,обращаясь к Богу-Отцу перед Своей крестной смертью, перед восхождением на крестную смерть. 

В ней Господь молится за учеников, за будущее поколение христиан. Господь говорит: «Освяти их истиною Твоею. Слово Твое есть истина». Здесь Господь говорит не только о сохранении апостолов от порочных мирских влияний, от каких-то телесных искушений, от нападений; обо всем этом Он просил Отца и раньше. Но здесь Христос просит о снабжении учеников святостью в положительном смысле этого слова; святостью, которая им необходима для совершения будущего служения, потому что Господь посылает их в мир. Освящение апостолов необходимо для их высокого призвания; они посылаются Христом как светильники с полномочиями светить людям, миру, освящать мир. Потому-то Господь просит и для них освящения у Бога-Отца.

Господь говорит о том, что Он посвящает и Себя за них, то есть Себя приносит в жертву за них, за учеников. Он посвящает Себя как жертву за апостолов, но не только за них, потому что есть такое понятие – апостолат мирян. Мы все, так или иначе, апостолы; мы христиане, и мы посланы в мир. Мы – соль мира. Значит, Господь молится и за нас, за будущее поколение.

Христос – жертва. В Литургии священник обращается к Богу и говорит: «Ты приносящий жертву и приносимый». «Посвящаю Себя», говорит Господь. По толкованию святых отцов здесь речь идет именно о принесении Христом Себя в жертву. Все христиане, так или иначе, апостолы, посланники Бога в мир. И жертва приносится за всех. Круг лиц, за которых приносится эта жертва, теперь расширяется. Апостолы ушли с арены истории, на их место пришли святители, преподобные, просто христиане. Если раньше Христос просил только об апостолах, то теперь Он воссылает молитву уже обо всей будущей Своей Церкви, которая образуется из тех, кто поверил проповеди самих апостолов.

Господь просит о том, чтобы все были едины. Единение верующих понимается здесь очевидно как согласие в побуждениях и цели духовных стремлений. Конечно, такого единства, какое есть между Отцом и Сыном, между Отцом и Христом, между людьми быть не может. Во всяком случае, это высшее единство между Лицами Божества должно всегда преподносится верующему сознанию как идеал. Но даже среди нас это единство вполне может осуществляться, в каких-то наших пропорциях. 

Возьмем семью – это множество лиц, объединенных в один союз. И мы говорим – «одна семья», а личностей много. Мы говорим – «один народ», говорим о каком-то единстве нации, народа, но мы знаем, что состоит он из разных личностей. Мы говорим «Церковь», но знаем и подразумеваем, что она состоит из личностей. Даже в Церкви, в народе, в государстве, в семье нам дана иллюстрация Троичной жизни Отца, Сына и Святого Духа, этого Единства.

Но мир, к сожалению, терзается и терзается все больше и больше эгоизмом, страстными стремлениями, и мечтать о достижении настоящего единства нам, конечно, трудно. Но все же мы должны к нему стремиться. Поэтому то единодушие, какое в христианском обществе может быть и должно быть, это уже проповедь для неверующих. Если мы едины, если мы избегаем расколов, то тогда мы можем проповедовать как власть имущие неверующим, внешним еще пока сегодня, людям. Но начинается раскол не в Церкви, а, как мы уже сказали сегодня, единство нарушается и в государстве, и в нации, и в семье разрушается единство. Разумеется, все это переносится как болезнь раскола и на Церковь.

В заключение молитвы Господь говорит о том, что сегодня Он хочет, чтобы верующие в Него, верующие в Бога, апостолы были вместе с Ним и созерцали Его славу. Очень вероятно, что Господь здесь говорит о Своем втором пришествии, о грядущем пришествии на землю, пришествии во славе. И Христос вполне уверен в исполнении своего желания – Отец не может не исполнить Его желания, Он праведный и справедливый. Миру, который не знает Отца, еще можно отказать в прославлении со Христом, но верующим, которые стремятся ко Христу, которых Христос научил знать Отца и будет научать этому впредь через Духа-Утешителя, отказа быть не может.

Потому и нам здесь пример веры, устремленности в молитве, уверенности в том, что Господь нас слышит и знает наши потребности, знает наше единство и наше стремление к единству, намерение к единству. И Господь поможет нам это воплотить.

Предмет любви для нас – Отец. И как мы видим любовь Сына к Отцу, так мы должны иметь любовь к единству, через которое только мы и можем обрести единство с Богом. Аминь.

---
Протоиерей Александр Рябков
2014-06-06

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.