ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Как спастись?

Амвросий Оптинский говорил, что Спасение совершается между страхом и надеждой. Силуан Афонский советовал держать свой ум во аде и не отчаиваться. И в том и другом случае речь о смирении. У Чаадаева есть мысль, что только в сознании своей немощи дух наш раскроется с необычайной силой для мыслей о небе, и самые высокие истины сами собой потекут в наше сердце.

Все ценное в нас не наше. Оно дано нам свыше. Наша задача только сделать выбор в пользу Спасения. А выбор этот исходит из инстинкта самосохранения, который у нас иной, нежели у животных. У нас на первом месте - самосохранение души. Отсюда в нас жажда правды. Не жажда справедливости, как внешней правды, а именно правды внутренней. Правды как праведности. Вот основа всякого аскетического подвига. 

Существует только два пути: путь жизни и путь смерти. Вспомним русскую классику, рассказ Тургенева «Живые мощи» и рассказ Толстого «Живой труп», где фигурируют два противоположных образа. Что мы в себя пустим, то нас и заполнит. Душу человека можно сравнить и с бездонным колодцем, и с бескрайним полем. Заполнить это пространство способен только Бог. Но кого мы впустили в себя? У Чехова есть такое изречение: «Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек». Так и душа наша может быть сравнима с полем, которое наполнили шайки разбойников. 

Воистину страшно остаться лишь полем. Можно быть человеком поля. У Чехова это описывается как прохождение человеком огромного поля жизни между состоянием «есть Бог» и «нет Бога». В этой неприкаянности как бы звучит постоянное вопрошание: «как спастись и где истина»? Это опасное странствие, где можно столкнуться с «лихими» духами. Но это дорога не только ухода, но и возвращения. Это трудный путь поиска подлинного себя. На этом пути подстерегают ошибки и разочарования. Но это работа, где человек деятельно участвует. Эта работа может завершиться окончательным возвращением к Богу. 

Да, страшно быть просто полем. У Достоевского сказано, что «Бог с диаволом борется, а поле битвы душа человека». Можно быть очень красивым полем. Но чтобы на этом поле продолжали расти красивые цветы, надо все-таки встать на сторону Бога. Человеку надо перестать быть только полем. Человеку надо стать сотрудником Бога всегда и во всем. Человеку надо стать соратником Бога в борьбе за самого себя. Человека, оставшегося лишь полем, ждет трагичная судьба. Постоянные битвы и сражения выжигают почву. Вовремя не став на сторону Бога, не доверившись Ему, не помогая Ему себя отвоевать у диавола, человек только продлевает схватку, а потому доводит себя до полного испепеления уже при земной жизни. 

Но надо помнить, что недаром Достоевский назвал душу лишь полем. Борцы из нас неважные. Смиримся с этим. Просто надо хотя бы не мешать Богу нас спасать. Вот здесь, наверное, подходят евангельские слова: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Это все что может сделать поле, но это уже немало.

---
Протоиерей Александр Рябков
2014-06-28

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.