ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Святая Русь. Вчера и сегодня.

Что такое Святая Русь? Некоторые неглубокие и равнодушные человеческие натуры поспешат сделать вывод, что это древняя благочестивая сказка.  Другие же, относящиеся к этому словосочетанию враждебно, выскажутся более резко, назвав его современной выдумкой духовенства. И те и другие основывают свое мнение якобы на данных исторической науки. По их мнению, она записала на скрижали истории лишь примеры кровопролитных междоусобиц или восстаний. Они убеждены, что вся жизнь наших предков всегда была сопряжена только с обманом и вероломством  правителей и грубой непросвещенностью их подданных. Каждый ищет то, что ему по душе, обходя и стараясь не замечать то, что противоречит его представлениям. Об этом Господь сказал ясно: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». (Матфея, 12: 35) И все же, что такое Святая Русь и в чем она заключается?  

Мы без труда можем очертить границы Руси  как пространства, населенного одним народом. Но как тело без души всего лишь труп, так и народ без единства в вере всего лишь разрозненные части от целого. Воспринятая святым князем Владимиром вера в Единого Бога, отменила разноголосицу языческих обрядов  и принесла единство русскому народу.  В Киеве была зажжена  лампада веры, освятившая все русские города.  Святые Антоний и Феодосий, основавшие на Днепре первый русский монастырь, положили основание русскому монашеству. Набеги половцев, турок и крымских татар вынуждали монахов искать других мест для своего подвига. Так была основана Почаевская Лавра на западных рубежах Руси. Свет православия распространился и на Север, куда святые подвижники шли в поисках уединения. Святой Дионисий Суздальский, будущий Киевский митрополит, принявший постриг в Киево-Печерской Лавре, основал такой же пещерный монастырь на Волге, близ Нижнего Новгорода. 

Многие испытания пришлось претерпеть русской святости и единству русского народа. Русь поделили между собой два языческих завоевателя. С Востока пришли дикие монголы, а с Запада воинственные литовцы. При этом свод законов Чингисхана запрещал притеснять Церковь. Но, к сожалению, такого благорасположения  к  своей  вере от Литвы  русским людям ожидать не приходилось.  Когда Литовское княжество объединилось с католической Польшей, жизнь православных русских людей стала еще тяжелей. Еще некоторое время существовало Галицко-Волынское русское княжество.  Папа Римский щедро расточал обещания князю Даниилу Галицкому оказать помощь против Золотой Орды, но вместо этого католические соседи разделил между собой русские земли. Западная Русь погрузилась в длительную и тяжелую борьбу за выживание. 

Очагом православия была Почаевская лавра, которая долгое время служила убежищем русскому православному народу и его святой вере. Но и эта обитель была насильно захвачена католиками, и только русский император Николай I вернул в нее православных монахов. Но устояла Киево-Печерская лавра, не прекращавшая своего противостояния обращению русского народа в католичество. Когда пало под натиском Венгрии, Польши и Литвы Галицко-Волынское княжество, на Востоке Руси только что отошел в мир иной преподобный Сергий Радонежский. Его ученики основали множество монастырей, в которых продолжилось русское летописание, перевод и переписывание книг святых отцов, сочинение и составление своих собственных по византийским образцам. В Северо-Восточной Руси в то время создавали  свои  бессмертные творения Феофан Грек, Андрей Рублев и иконописец  Дионисий,  которыми  восхищается сегодня  весь свет.               Но не только храмы и иконы составляют духовное богатство Святой Руси. Преподобные отцы, блаженные бессребреники, благоверные князья и княгини и есть главное достояние Святой Руси, это и есть сама Святая Русь. 

Так взрослела душа нашего народа, возрастая вместе с его державным могучим телом, которое вскоре стало называться Московским Царством. Троице-Сергиева Лавра, Кирилло-Белозерский монастырь, Соловки стали наследниками монашеской традиции безмолвия и умной молитвы. Русские монахи не прекращали паломничества в монастыри Греции и Афона, принося домой опыт византийских отцов. К Москве были обращены все просьбы православных людей на Востоке и Балканах.  Пребывавшие под османским игом, они молили о заступничестве и поддержке. Патриархи Константинополя, Антиохии, Иерусалима и даже далекой Александрии ожидали щедрых даров от русского царя. Московская Русь одержала победы над ордынцами, сумела восстановиться  после смутного времени и стряхнула с себя всех иноземных захватчиков. Но не только православные греки, сербы и болгары с надеждой взирали на далекую Москву. Даже славяне, обращенные в католичество и порабощенные немцами, пристально следили за успехами единственного самовластного славянского государства, возглавляемого независимым царем - славянином. Тем более и русский народ, насильно обращенный в унию в западных пределах некогда единой Руси, терпеливо ждал и у себя повсеместного возрождения православия, которое  находило убежище только под скипетром сначала Русского Царя, а потом и Всероссийского Императора. И время освобождения  пришло.  

Русские люди,  пребывавшие долгое время под властью католических шляхтичей, принуждавших их к отказу от веры отцов, стали подданными православного государя. Но освобождение это не смогло охватить всех русских земель. Осталась под властью Австро-Венгрии Галицкая и Карпатская Русь.   Но и там, даже в среде униатского духовенства, росло ожидание освобождения с помощью русского самодержца  от навязываемого Римом католического вероучения и обряда. Австрийцы и венгры внушали русским Галиции и Закарпатья, что они не братья с русскими из Восточной Руси. Но когда впервые русский императорский солдат в XIX веке перешел Карпатские горы, местные жители удивились тому, что московиты говорят на понятном им языке и согласно с их обычаями молятся Богу. Униатские священники и образованные миряне, всегда осознававшие себя представителями угнетенного народа Западной Руси, еще более чем прежде устремились к единению со всем остальным русским народом. Их проповедь призывала к возвращению в православную отеческую веру и к обретению долгожданного могучего единства всего русского народа от Карпат до Камчатки.

Обеспокоенная возрождением русского самосознания австрийская власть с помощью польского дворянства всеми силами убеждала своих русских подданных отказаться от своего русского имени и верности православию, прибегая,  как всегда,  к насилию и запугиванию.  Не было благополучных времен для веры во Христа и исповедующих ее. Горько признавать это, но и некоторые представители русского дворянства погрешали, увлекаясь противными христианству учениями, тем самым совращая за собой и простой народ. Оттого множились ереси  и различные лжеучения, отрицающие государство и Церковь. Но какие бы враждебные нападки не приходилось претерпевать русскому православию, оно не прекращало приносить спасительные плоды. Православные просветители достигли самых дальних пределов Сибири. Они, переплыв через океан, принесли Евангельское учение народам Аляски.    Не иссякали на Руси святые угодники, подвизавшиеся в иноческом житии. Эти простые и чистые сердцем усердные труженики, своими добродетелями вдохновляли и мирских людей  вести благочестивую жизнь. Русские святые, которых мы называем нашими небесными сродниками, были опорой для тех, кто сохранял веру в годы богоборческих гонений.  Святые новомученики и исповедники Российские  также являются примером для нас. Они вселяют мужество в нас, ныне живущих, но, к сожалению, много утерявших из наследия Святой Руси за годы безбожия. От нас они ждут, что мы, приложив усилия  с помощью Божьей, не дадим погибнуть этому сокровищу, сохраняемому в единстве Русской Церкви и русского народа. Да поможет нам в этом Милосердный Господь Бог! 

---
Протоиерей Александр Рябков
2014-09-19

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.