ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Христианская Община

Священномученик архиепископ Серафим Чичагов писал: «Православным приходом именуется союз православных христиан, составляющих часть паствы местного епископа и чрез сие принадлежащей к единой святой Соборной и Апостольской Церкви.  Союз этот, находящийся в известной местности, объединен в общину при своем храме и вручен епископом ближайшему пасторскому руководству одного или нескольких священников для достижения членами оного вечного спасения посредством общей молитвы и Благодатных Таинств, церковного назидания и дел христианской благотворительности». 


Рождение христианской общины произошло одновременно с  рождением Вселенской Церкви в день Пятидесятницы. Но основанием для этого послужила Тайная Вечеря, на которой Господь совершил впервые Таинство Евхаристии. Таким образом, община созидается вокруг совместной молитвы и Причастия. После схождения на апостолов Святого Духа и основания Церкви они разошлись для проповеди Евангелия по лицу всей земли. Нам известно, что в это время христианство появилось не только в пределах Римской Империи, но и за оными. Зародились христианские общины даже в далеко находящихся странах, таких как Эфиопия, Месопотамия и даже Индия. Апостолы и их ученики первоначально основывали Поместные Церкви из людей, вдохновленных их проповедью, в крупных городах. Обычно именно там,  где жизнь била ключом, существовали общины иудеев, которые были знакомы со Священным Писанием Ветхого Завета. К ним первоначально и была обращена проповедь. Но вместе с тем апостольская проповедь достигала и язычников, а со временем только на них стала и обращаться. Синагогальная община отвергла христианскую проповедь, а жившие рядом с евреями язычники наоборот, стали ее принимать. 


Первоначально в каждом из этих городов, где проповедовали апостолы, при основании небольшой общины в ней появлялся епископ. Его рукополагали апостолы и передавали ему право совершать Таинства и руководить духовной жизнью местных христиан. Епископ же посвящал из достойных людей себе помощников для более успешного христианского домостроительства. Несмотря на то, что Церковь была гонима римскими властями, все-таки жизнедеятельность ее была довольно заметна. Первоначально верующие собирались в частных домах для совместной молитвы и принятия Святого Причастия. Также они находили место для своих богослужений в пещерах или рукотворных катакомбах. Впоследствии еще до полного прекращения гонений христиане стали возводить отдельные здания для служения Литургий. Тогда эти церкви назывались еще не по имени какого-либо святого, а, видимо, или по имени епископа, или человека, построившего это здание.   Епископ оставался одним главным управителем христианской жизни в городе, но отдельных приходов становилось все больше и больше. Например, в III веке в Риме при одном епископе было уже 46 пресвитеров и 40 церквей, которые руководились этими священниками. В это же примерно время христианство пришло и в сельскую местность, которая долго держалась за свои языческие традиции. Первоначально, если село далеко отстояло от города, тогда для него посвящался отдельный епископ. Но потом все сельские приходы стали относиться к главному городу округи. В таком случае ими руководил епископ  столичного или областного города, поставлявший для каждой отдельной общины  своего пресвитера. Границы епархий и приходов полностью совпадали с административными границами областей Римской Империи. Такой порядок перешел и в Византийскую Империю, которая, по сути, была восточной частью разделенной Римской Империи. Византия была исключительно религиозным государством. Все в ней подчинялось церковным канонам и правилам церковных соборов. 


Приняв христианство из Византии, Русь приняла и ее государственные и церковные традиции. Историки Русской церкви возводят появление приходов на Руси ко времени учреждения епархий. Но надо отметить, что еще до официального Крещения Руси в южнорусских землях уже появились пещерные молельни. Традиция пустынножительства в этих подземных храмах и монастырях была распространена вдоль русел рек Днестра, Днепра и Дона.  Археологи не дают точного ответа о том, кто был молитвенниками в этих обителях. Но одно точно можно сказать, - христианство пришло на Русь не только по княжескому повелению, но задолго до него и было сопряжено с добровольным выбором народного большинства. После Крещения Руси основание прихода происходило так:  осенялось крестом пространство и крестом намечалось место будущего храма, к которому определялся его строитель и настоятель. Создание прихода на Руси в полной мере соответствовало традиции древнего христианства. Приход  составлялся из разных мирских союзов: родственников, соседей, складчиков. Хорошими примерами для уяснения этой традиции являются храмы Новгорода и Пскова, которые строились на каждой улице сообществом людей, занимавшихся одним родом ремесла или торговли. Сельские приходы на Русском Севере показали прекрасный пример общинной жизни. Даже если у селян не было возможности построить полноценный храм, они строили часовню. Вокруг нее происходила вся общественная жизнь этой деревни. В часовне прихожане собирали средства для ее украшения и покупки свечей и лампадного масла. Также часть средств передавалась старосте для помощи нуждающимся членам прихода. Но кроме этого наделяли часовню земельными угодьями, с которых собирали хлеб, и им питались все поселяне в неурожайный год. 


Усердие к церковному богослужению было у русских людей замечательным. Ученые этнографы отмечали, что в XIX веке во многих губерниях даже половодье и распутица не останавливали людей шедших в храм в праздничный день. Те же исследователи указывали на то, что опоздание  на богослужение считалось у крестьян постыдным.  В праздник крестьяне вставали от сна раньше чем в будний день. Мужчины шли на раннюю  Литургию, женщины занимались приготовлением праздничной трапезы и после этого шли на позднюю обедню. В летнюю страдную пору крестьянам было сложно посещать храм постоянно, особенно если деревня далеко находилась от приходской церкви. Но и в этом случае старики направлялись на богослужение, чтобы помолиться за своих родных и свою деревню. Посещение всех богослужений пожилыми прихожанами считалось непреложной традицией русской деревни. В этом качестве они выступали как молитвенники за своих близких и обличителями лености молодых к церковной молитве. Русский церковный приход уже в царствование Александра I имел при храме церковно-приходскую школу. В ней крестьянские дети получали полноценное начальное образование. Существовала эта школа за счет продажи свечей, добровольных пожертвований, а часто пребывала на иждивении самого священника. Прихожане заботились о благолепии своего храма. Можно открыть архивные справки и увидеть, что большинство храмов было построено усердием прихожан или взносами богатого крестьянина, достигшего купеческого звания. Но усердие всего мира в постройке приходской церкви все же преобладало. И это притом, что, строя каменный храм с многоярусной колокольней и покрывая его железом, сами крестьяне жили в деревянных избах, крытых соломой или дранкой. Воистину наши предки подкрепляли свою веру делами. 


Таким образом, мы можем увидеть, что  и древняя христианская община и старинный русский приход  отвечали тому догматическому определению святителя Серафима, которое было приведено в начале статьи. Соответствуем ли мы этому образцу, и соответствует ли  наше отношение к церковной жизни, пусть решит каждый сам наедине со своею совестью. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2015-05-27

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.