ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Учитель Покаяния. К Празднику Усекновения главы Пророка Предтечи

Непоколебимый и твердый в своей вере аскет святой Иоанн Креститель.  Каково его значение для Церкви? Богослужебные тексты лучше всяких богословских трактатов скажут это. Да и сами богословские трактаты своей основой имеют молитву Церкви. Прислушаемся к этим словам. «Ласточка доброглаголивая красная, честный голубе предобрый, пустыннолюбная горлица, голубице златая нам возсия, божественную весну возвещающая, имже преста безбожия зима лютая, и Жениха друг искренний светло прииде Иоанн». Порок Иоанн готовил людей к встрече с Господом, указал им на Него, назвав Его Агнцем, принявшим на Себя их грехи. И потому он не мирился с грехом, кто бы его ни совершал, царь или последний нищий, и потому претерпел за это страдания.

События, предшествующие казни Предтечи художественно переданы в тексте отца  Киприана Керна о событиях праздника Усекновения. «Бесстыдными и сладострастными телодвижениями услаждает девица несытую похоть развращенных очей Иродовых гостей. Льются звуки заунывной, восточной, манящей и дразнящей музыки, влекущей или к беспредельной грусти и плачу, или к безудержной страсти, звуки, полные «пьяного счастья и тоски безотчетной»…Размеренно покачивается, извивается, как змея, танцует девица, и под все учащающиеся звуки и рыдание дрожащей струны она вертится при отблеске светильников и распаленных глаз, жаждущих греха гостей».  Слова церковной службы еще более бескомпромиссные: «Пляса ученица вселукаваго диавола»… Иоанн был против выпячивания греха как нормы, так как знаменитости для обывателей всегда были законодателями мод. Предтеча обличал сожительство царя с женой брата и разврат его двора и потому был заключен под стражу. Проповедник покаяния, он не стал молчать и за это он пострадал. Церковь воспевает его мужество так: «Что тя наречем, Пророче, ангела ли, апостола ли или мученика… яко глава твоя за Христа усечеся. Новый Илия ты был еси, со дерзновением, Предтече, и царя обличая беззаконоваша и житие невещественно показуя нам, якоже преблаженне. Земной Ангел… блудному плясанию показуется цена»…

В церковной традиции этот день отмечается особым, строгим постом, потому что пьянство и невоздержание стало причиной убийства. «Убийством бо пианство Ирод раствори». Ирод действительно по слову поэта «в пьяном счастье, в тоске безотчетной прямо в солнце пускает стрелу». Потом такие же обезумевшие люди расправятся и с Сыном Божиим. Почему этот праздник назначен на этот августовский день по старому стилю. 29 августа соответствует 1 числу месяца таут  в Египте и 1 дню месяца навасарда в Армении, то есть языческому новому году. Пусть сегодня это день не связан с языческими традициями, но он нам напоминает, что необузданность страстей смертельна и для грешника и для тех кто его окружает.  Церковь проповедует свободу от греха и победу над смертью. Обличает смело грех тот, кто свободен сам от всего страстного. Иоанн был пустынник и его мученичество есть проявление совершенной свободы. Апостол Андрей говорил стращавшему его распятием градоначальнику Патар: «Если бы я боялся креста, я бы его не проповедовал». Но как нам достичь этой свободы, пребывая в мирской суете? Святой Феофан Затворник писал: «Пустыня – это быть с глазу на глаз с Господом, в себя надо уединяться, можно быть в уединении и среди суматохи мирской, и быть в суматохе мирской пребывая в кельи». Надо осознать, что корней у греха много. Во-первых – гордыня. Далее происходящее от самолюбования – праздность души, незаполненной Богом. Душа заполняется суетой и безумными желаниями, желания, как и вечность беспредельны. И страшно перейти в беспредельную вечность с беспредельностью своей нераскаянной греховности. Там мы не сможем уже продолжать служить своим страстям. Но самое страшное состоит в том, что не сможем принести деятельное покаяние за них и тем приблизиться к Богу. Это и есть вечная мука. Надо успеть дарованную нам земную жизнь потратить на очищение души покаянием. Надо этот Божий дар жизни ценить и не губить его служением страстям. Этот путь не может нас привести к радости. На нем нас ждут только разочарования. Но этот путь уведет нас и от главного, от Царствия Божьего пришедшего уже в силе и доступного нам в изливающейся на нас Любви Бога еще до перехода нашего в Вечность.

---
Протоиерей Александр Рябков
2015-09-16

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.