ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Перед Плащаницей

Перед приходом в мир Спасителя человечество чувствовало и ожидало близкий перелом в своей истории. Но ожидание изменений это одно, а принятие изменений совершенно другое. Принять Господа для человечества стало возможно лишь тогда, когда оно дошло до апофеоза своего отдаления от Бога. Это случилось в тот день, когда человечество казнило Сына Божия.  

Тогда померкло над каждым человеком небо, и под ногами каждого обывателя задрожала земля. И тогда человечество, и то лишь частично, увидело себя со стороны.   Мы всегда легко соглашаемся со словами проповедника, что мы своими грехами распинаем Христа вновь и вновь. Но всегда не покидает нас чувство, что это просто благочестивый оборот в проповеди. Ведь не было нас там, в то время и в том месте. Но встанешь перед плащаницей в Великую Пятницу и чувство, что участие твое в убиении Бога вполне реально. Обратишь взгляд  на Распятие в дни Страстной Седмицы и посещает ощущение, что если ты в этом не участвовал непосредственно, но, по крайней мере, свое молчаливое согласие на это ты дал. 

Трагическое богослужение последних дней Страстной Седмицы разрешает наши смутные сомнения.   Христос не только Истина, Путь, но в первую очередь -  Жизнь. Он принес Царство Божие пришедшее в силе и провозгласил возможность созидания его внутри человека. Основы этого созидания заложены были в каждом из нас Святым Крещением. Но сколько таких слов было мной сказано и таких дел было сделано, которые раз за разом растаптывали и уничтожали это основание! Сколько мыслей и чувств было допущено, которые оплевывали образ Божий во мне и оскверняли подобие Божие в моей душе! Бог пытался посадить во мне ростки добра, а я их вырывал с корнем, не дав им взойти. Бог пытался укоренить во мне благодатное направление воли, но я снова и снова искал тьмы. Все это вместе – и есть убийство Бога. Убийство Бога в себе.  

И не раз темнело над нами небо, и колебалось основание нашей жизни. Но и в этот судный час человек способен сделать неверный выбор.  Когда Иуда увидел, что его предпочтение земной выгоды не оправдало предательства Невинного, он разрешает это внутреннее противоречие самоубийством. Он видел земную выгоду в своих руках, но при этом не ощущал, что она оправдывает его измену. Он разочарован. Он верил в свою разумность. Он считал себя прагматичным. Но эта вера себя не оправдала. Почва ушла у него из под ног. Апостол Петр совершив троекратное отречение,  также пережил через него полную потерю смысла бытия. Но он не стал убегать от своего поступка в небытие. Он, осознав свой поступок, принял решение жить с этой трагедией всю жизнь. Убежать от прошлого нельзя. Но есть возможность смыть черные  пятна своего прошлого покаянными слезами. Но Иуда не хотел признавать своей неправоты. Порабощенный сатаной, он принял наущение от него, что якобы есть возможность просто затушить свет жизни и тогда не будет прошлого. Но затушив свет данной Богом жизни, человек окончательно уходит во тьму. Таким образом, пытаясь убежать от тьмы своего поступка, он попадает в окончательную тьму, из которой нет возврата. К такой развязке дорога может быть довольно длинной, но конец ее одинаково печален, - это пребывание в вечной смерти. Начинается все с того, что мы научаемся оправдывать свою ложь, похоть, подлость, ненависть. Совершив грех, мы привыкаем внушать себе, что не случилось ничего из ряда вон выходящего, и ничего страшного не произошло. И так постепенно убиваем в себе Бога и разрушаем в себе Царствие Божие. Разрушаем Дом Божий в себе или делаем его обиталищем мысленных свиней. Превращаем свою душу в хлев, клоаку, попросту в отхожее место.  Человек превращается только в оболочку. Бог в нем убит. 

Сегодня наше предстояние перед изображением убитого и приготовленного к погребению Сына Божия может стать судом над нашей жизнью. Над нашей головой могут снова сгуститься тучи, и под нашими ногами может снова задрожать земля.  Мы ужаснемся от мысли, как постоянно и последовательно мы губили не только время, отпущенное нам, но и свою личность, свое существо, свою душу. С этого может и начаться наше воскресение. Ведь недаром в конце утрени Великого Пятка читается отрывок из книги пророка Иезикииля. Эти сухие кости мы. И не дожидаясь конца истории мира, мы можем воскреснуть духовно. А без этого духовного воскресения не стоит ожидать и телесного воскресения. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2016-04-29

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.