ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Пасха каждый день

Давным-давно Сократ сказал: «Большинство людей живут, чтобы есть, я же ем, чтобы жить». Апостол Павел в послании к Филиппийцам писал: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которой Он действует и покоряет Себе все».

Смысл жизни в достижении блага. Об этом говорили еще древнегреческие философы. Но и они уже предостерегали понимать благо только как телесное удовольствие. Они связывали ощущение блага с безмятежностью души. 
Апостол Павел призывал непрестанно радоваться. Он связывал эту непрестанную радость с постоянным обращением к Богу в молитве и непрерывным благодарением, пребывающим в душе. Разумеется, такое состояние достигается подвигом, в котором человек превозмогает телесные страсти, чтобы стяжать благодатное состояние души, превосходящее всякое плотское удовольствие. Обратившись всем своим существом к Богу, человек переживает радость ощущения благополучия, не связанного с земными условностями. Человек из духовного упадка, всем нам так знакомого, переходит в состояние творческого подъема. Отношение к окружающему миру целиком меняется, повседневность перестает быть приевшейся, и ее не надо больше сдабривать страстными увлечениями. Появляется способность воспринимать внешний мир не разрознено, а цельно в его иерархическом устроении, где ценности его пребывают в правильном порядке. Человек приобретает здоровую отзывчивость по отношению ко всему внешнему, сохраняя от него свою независимость, но и не теряя своей активности, и тем самым достигая подлинного единства с миром. Проще говоря, человек испытывает радость от самой жизни. Эту радость дает ему не житейский успех или искусственное опьянение, а благополучие души. Благополучие души связано с Благодатью Божией. Она входит в очищенное от страстей сердце и меняет жизнь человека.
 
Не связывая рабски свою радость с житейской удачей или телесным удовольствием, человек, однако способен ощущать Радость о Христе Иисусе Господе нашем не только в уме, но и плотью. Это духовное благополучие заметно даже в том, как человек ходит, смотрит или говорит.  Внешние треволнения не способны поколебать мир, тишину и покой в его душе. Это и есть переживание Пасхи, которое возможно ощущать не только один день в году, но и каждый день жизни. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2016-05-03

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.