ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Проповедь на Пассии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
Пост - паломничество, а не прогулка, во время которой нагуливают аппетит для пасхального разговения. Пост - странствие, цель которого научиться ценить и любить воздержание, а через воздержание приобретать мир, тишину и покой сердечный. 

В начале поста, когда мы полны решимости вступить в этот тяжелый, но радостный труд, начинают одолевать искушения, но как бы горько нам ни было, будем уповать на Бога. Когда становится больно, страшно, когда не находишь покоя - молись Богу признай, что ты бессилен без Него. Взывай «Гоподи, помоги!», надейся на эту молитву, и Господь тихо войдет в твою жизнь, рассеет мрак отчаяния и страха, защитит от стрел, которые посылает в нас лукавый, желая сбить с пути. 

Наступила Весна Постная - воспевает Церковь. Когда приходит весна, с земли снимается снежное покрывало, оно тает, и открывается грязь, которая накопилась за долгую зиму. Пришел пост, и пусть истинное покаяние откроет наши души, обнажит накопившуюся скверну, - а мы будем верить, что молитва, исповедь, причастие, как вешние воды, очистят нас. 

Сорокадневный пост, прежде чем закончиться Пасхой, подведет нас к Страстной седмице, к воспоминаниям о Кресте. Но еще задолго до этих великих дней в течение поста по воскресным вечерам мы будем вспоминать Голгофскую жертву. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Мы верим, что крест ограждает и побеждает тьму, но почему злые силы боятся креста? Почему «исчезают как дым», «тают как воск»? Потому что крест - жертва любви, а тьма не выносит ее света. Зло себялюбиво, оно не выносит жертвенности Креста, жертвенности любви. В Великую Пятницу Церковь поет: «Четвероконечный мир днесь освящается четвероконечным крестом». Крестом из мира изгоняется диавол: «ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12,31). В Великий Пяток Церковь провозгласит: «Днесь благодать распяли». На кресте люто был убиваем Сын Божий. 

Мы привыкли видеть крест в храме, на куполах церквей, на себе, но научились ли мы понимать его, лобзать его не только устами, но и сердцем? Сердцем прикоснемся к язвам нашего Господа через созерцание подвигов мучеников. Они были люди, как и мы, но их подвиги показывают нам то, как глубоко можно любить Христа и Его Крест. Поражает любовь ко Господу именно древних христианских мучеников, новообращенных из язычников. Поражает то радостное чувство Встречи, с которым они шли на смерть. Яркий пример самоотверженной любви ко Христу - и российские новомученники. Но нам мало известен тот факт, что уже в новое время, но задолго до 1917 года православные христиане тоже страдали за Христа. 

На заре 20 века в Китае трудами Русской Православной миссии сложились крепкие христианские общины китайцев. В то время в Китае происходили жестокие выступления «ихэтуаней» - религиозноязыческого движения. 11 июня 1900 г. стал днем мученической кончины православных китайцев, отдавших жизнь за Христа. Вот только один пример из более двухсот: о мученической смерти китайского отрока Иоанна восьми лет, сына священника Митрофана, убитого по-встанцами. Зверствующие фанатики разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах, отрезали нос и уши. Но на вопрос больно ли ему, мальчик ответил, что страдать за Христа не больно. Соседские мальчишки издевались над ним, соседи не дали даже испить водицы и прогнали Иоанна. Китайцы Протасий и Иродиан, тогда еще не крещеный, свидетельствовали о том, что видели этого мальчика с глубокими ранами на плечах и ногах, но он не чувствовал боли. И когда был снова взят повстанцами, не обнаружил страха и пошел спокойно. Так он был веден как агнец на заклание (см. «Альфа и Омега»,№1,1997г). Он шел по пыльным улицам родного города, который стал ему чужим, шел спокойно улыбаясь. Потому что видел иной город впереди - Небесный Иерусалим. Он нес Христов Крест с радостью. Он показал нам, как можно глубоко и горячо любить Бога... 

Крест Христов дорогой ценой искупил нас. Христианские мученики дорогой ценой несения креста утверждали и отстаивали свою веру в мире, ибо «кровь мучеников - семя христианства». И поэтому, когда будем подходить к кресту сегодня, поклонимся ему благоговейно, любовно, с трепетом отдавая ему поцелуй веры и любви. И примем заповедь Господню: «Отвергнись себя! Возьми крест свой и последуй за Мной». Чтобы никто не отнял у нас жизни, будем отдавать ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. Аминь. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2010-02-19

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.