В дореволюционной церковной традиции были дни, когда служились благодарственые молебны в честь великих воинских побед. Они служились из года в год по поводу избавления России от нашествия Наполеона, в воспоминание победы под Полтавой и т. п.
Страна благодарила Бога за избавление не только от политического порабощения и физического уничтожения, но и за сохранение отеческого православия. Церковное и общенародное чествование Победы над Наполеоном так и называлась «празднесто в воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
Наверное, когда-нибудь такой молебен будет составлен и в честь 9 мая. Власть в те дни была безбожной и прямо богоборческой, но это не должно нам, православным, препятствовать выражать свою благодарность Богу за сохранение нашего народа, приговоренного к уничтожению уже не по классовому, а по рассовому принципу. А пока мы служим панихиду о павших.
В день 65 летия Победы мы вспоминаем тех, кому мы обязаны жизнью. Да, именно жизнью. Иллюзии о мирном и безбедном существовании народов России при победе сатанинского гитлеризма быть не может. Об этом много сказано.
Вспомним о русском солдате. Кто он? В основной массе это русский крестьянин. Вполне возможно, участник Первой Мировой или сын солдата. Он многое уже увидел и многому уже научился не удивлятся. Он уже жил в новом государстве. По нему тяжко прошлась Гражданская война и голод. Видел закрытие и разрушение храмов в селах, аресты и расстрелы священников.
Слышал, как плевок в лицо, брошенную комиссаром фразу , что советская власть находится в состоянии войны с крестьянством, когда карательный отряд ЧОНа безпрепятственно грабил и насиловал в его деревне. Претерпел раскулачивание, выселение, принудительные работы и даже тюремное заключение в лагере.
Попав в рабоче-крестьянскую армию он и там не ощущал себя своим для рабоче-крестьянской власти. Конечно, армия - это дисциплина. Хотя, когда была задача развалить царскую армию, большевики требовали выборности командного состава и полного подчинения офицерства солдату.
В Красной Армии этих демократических побрякушек уже не было. Не было и много другого. Не стало суворовских принципов: «не числом, а уменьем», «солдат дорог, кто не бережет солдата тому арест». И уж подавно нет главного суворовского клича: «Молись Богу! От него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит — он нам генерал»!
Не в чем даже душу отвести солдату. Мне скажут: «Страна уже была полностьтю атеистической». Но не так все просто. Перепись населения 1937 года показала и то, что за время военного коммунизма страна потеряла около 7 000 000 человек, и то, что в атеистической стране большинство населения было верующим.
Но нет в тяжелой судьбе простого солдата вины младшего офицерского состава, их так же не жалели. Они были тоже крестьянские парни. Так же делили с солдатом один окоп. Так же тысячями погибали по велению полководцев. Просто в России воцарился другой бог и генералиссимус, которого, правда, война заставила вспомнить уроки гомилетики в тифлисской семинарии и обратиться к народу «братья и сестры».
Сегодня наш поклон Русскому Солдату. Сумевшему разделить в своем сознании Отчизну и поработившую ее власть. Сумевший зыбыть личную боль и обиду. Он закрыл собой Россию. Да, этим подвигом закрылись и патрийные бонзы, и сохранился советский режим.
Но выбора не было. Русский Солдат думал не об этом. Он нес в своем сердце образ метери, жены, детей. За них он принес свою жертву. Низкий поклон ему, который стал, как поется в песне, «землей и травой», ему, чьи кости лежат на полях нашей Родины или похороненые в братской могиле. Низкий поклон и Вечная Память!
---
Протоиерей Александр Рябков
2010-05-04