ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Осенняя Крестная Пасха.

14/27 сентября празднуется чудесное обретение святой равноапостольной Еленой Честнаго и Животворящего Креста Господня. 

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме, на горе Елеонской и  в Гефсимании. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. 

С этим днем связано еще одно событие. Возвращение Честного и Животворящего Креста из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609-633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. 

С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. 

Но если мы обратимся к богослужению праздника, то не увидим там упоминания о данных исторических событиях. Церковная молитва переносит нас в эти осенние дни прямо в «Весну Поста», в Страстную Седмицу, в «Крестную Пасху», как называли предшествующие Воскресению дни древние христиане.

Днесь Владыка твари  и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает Сладость церковная, венцем от терния облагается покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания и заушается бренною рукою,  рукою создавый человека…
Сравним эту стихиру на Воздвижение Креста Господня с Антифоном Великой Пятницы.
Днесь висит на Древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный…

Евангельское же чтение, положенное на Праздник Воздвижения, читается также и в Великую Пятницу на утрене в числе 12 Страстных Евангелий.

Пасха давно прошла, и до следующей Пасхи еще далеко. Страстные богослужения уже позабыты, притупилась  пасхальная радость. И в середине этого пути от Пасхи до Пасхи Святая Церковь ставит нас перед Распятым Господом, чтобы освежить в нас память о цене нашего Искупления и о цели нашей жизни. Нам предлагается погрузится в молитвенное размышление перед Крестом Христовым.

Евангельское чтение на Литургии праздника разбито на четыре части: Ин. 19. 6 – 11, 13 – 20, 25 – 28, 30 – 35. 
В первой части центральным эпизодом является диалог Христа и Пилата. Пилат считает Христа невиновным, но видит в нем лишь неудачника. Встреча их случайна, а казнь, которая грозит Христу, - лишь спланированное иудейской верхушкой убийство конкурента.

 Но Господь задолго до этой встречи говорил ученикам о том, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Мк. 8. 31.) Смерть его не случайна и не спланирована людьми. Они не имеют над ним ни- какой власти. Смерть Иисуса - вольное страдание. Христос идет на смерть Сам, добровольно выбрав этот путь. 

В кондаке праздника Воздвижения об этом говорится так: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу. 

Здесь нас подстерегает искушение истолковать эти слова в политическом смысле, якобы Крест это оружие на каких-то осязаемых супостатов. Но Христос перед Своим Распятием недвусмысленно дал понять, что Крест - это суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.  И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. (Ин. 12. 31 – 32) Да, крест- это суд нашим грехам, суд над нашей жизнью, но и наше очищение и ключ, отверзающий нам небо. Господь дарует Крестом  милости Своему новому народу (по славянски: тезоименитому Твоему новому жительству). В чем эта милость? Господь освобождает нас от рабства князю мира. Выводит нас  из дома рабства (Исх. 20. 2), подобно Моисею, и дарует «землю обетованную» Царствия Божия, пришедшего в силе.

Во второй части праздничного чтения описывается сам совершившийся факт распятия. Крест-самое позорное орудие казни в Римской империи. Почему Христос принимает на Себя это бесчестие? Дело в том, что только смирением и  самоуничижением  Креста и можно было победить гордость денницы и подчинненый ему мир, живущий по закону самолюбия и самолюбования. Господь еще в пустыне отказался от мирского успеха и славы, предлагаемых Ему врагом, и тем самым показал нам пример отвержения  гордыни, которая всегда приводит к рабству диаволу. 

Господь призывает нас быть не рабами, а победителями. Но побеждать при помощи той силы, которая всегда совершается в немощи смирения. (2 Кор 12. 9.) Борьба продолжается. Мы всегда находимся в опасности снова стать рабами. Происходит это незаметно. Стоит только начать жить по правилам падшего мира, в котором царствует дух превозношения, соперничества и лжи.

Апостол Иоанн призывает: не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин 2. 15). Не про небо, солнце и землю говорит нам апостол, упоминая о мире, а о тех отношениях, которые складываются в человеческом обществе и которые победил Христос, приняв образ раба. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Флп. 2. 6 – 8).  

Христос добровольно и полностью взял на себя последствия нашего греха. Он познал всю немощь нашего существа кроме греховных страстей, зависящих от нашей свободы. Господь соединяет со всесовершенной полнотой Своей Божественной природы столь же всестороннюю неполноту нашей падшей человеческой природы и освящает и восполняет ее. 

Третья часть чтения на Воздвижение передает нам трогательную сцену, когда Распятый Господь поручает любимому Своему ученику заботу о Своей Пречистой Матери. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. (Ин. 19. 26 – 27) Христос исполнил Свой сыновний долг по отношению к Матери. Но только ли это? 

Не всегда мы даем себе труд остановиться на этих строках. А здесь есть о чем задуматься нам. Даже небольшие неприятности мгновенно застилают от нашего взора боль и страдание наших ближних. Мы полностью поглощены собой и не замечаем чужих скорбей и стенаний. Но Сын Человеческий замечает каждую слезу. Находясь в тяжелейших обстоятельствах, испытывая чудовищную физическую боль и душевную скорбь, Господь не перестает думать о людях, которые стоят у подножия Его Креста. И не только о тех, кто стоял тогда, но о всех нас, кого Он словами се сын Твой  и  се Матерь твоя навсегда усыновил Богородице. Это не только усыновление нас, но и принятие нами Богородицы в наши семьи, наши дома, в нашу жизнь. 

Не только свои житейские просьбы адресуем мы Ей, но и воссылаем Ей величайший почет. Называем Ее Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, мы постоянно воспеваем хвалу Той, благодаря Которой Слово стало плотью нас ради и нашего ради спасения. Воспевая Ей славу, мы воочию видим к какой славе был и есть призван человек. А достигнута Ею эта слава постоянным смиренным принятием воли Божией - и в день Благовещения, и в день Распятия Ее Божественного Сына. Почитание Богородицы не просто восхищение чудотворными иконами и почитание их, но и совместное с Ней предстояние Кресту Христову, и радостное принятие Благой Воли Божией о нас.

Последняя часть праздничного Евангелия повествует нам о Смерти Спасителя на Кресте. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.  (Ин 19. 30) Совершилось! Господь испил чашу страданий до дна. Мы знаем, что Господь Воскрес! Мы знаем, что из года в год Церковь будет торжественно праздновать Пасху. Но чтобы это произошло, надо было Христу пройти трудный путь и умереть на Кресте. Господь, телесно умирая, тихо преклонил главу. Даже в этом тихом конце мы видим смирение и послушание Отцу Небесному. У Евангелиста Луки это место звучит так: Отче! в руки Твои Предаю дух Мой (Лк. 23. 46.) 

Господь умирает в полном сознании и  предает Свой дух Богу, так как совершил все Ему порученное дело Искупления. Оно касается каждого нас напрямую, но не только как безвозмездный дар, но и как призыв к действию. Вот как об этом говорит апостол Павел: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим. 6. 2 – 9) Эти глубоко богословские и торжественные слова читаются каждый раз во время совершения  Таинства Крещения. 

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что для христианина Крещение становится тем, чем для Христа были крест и гроб.  Святитель Григорий Нисский называет Крещение – «образом смерти Христа, началом нашего воскресения», «выходом из лабиринта смерти». В Крещении мы умираем для греха и воскресаем для праведной жизни. Начиная с духовного рождения в купели Крещения, очищаясь в таинстве Покаяния и приобщаясь Евхаристии, мы возрождаемся для жизни блаженной и вечной.

 Таким образом, наше Крещение - это не одномоментный акт соумирания. Оно проецируется на всю нашу жизнь. Христос Себя отдал на смерть, чтобы мы могли жить Его жизнью. Митрополит Антоний Сурожский говорил: Взирая на Господа и  святых, станем учиться раньше всего — любить. А когда научимся любить, то и жизнь свою отдадим, потому что тогда никто у нас ее отнять не сможет, мы ее дадим с радостью и с любовью, чтобы нашей жизнью и смертью другие могли жить полнотой той жизни, о которой говорит святое, животворное Евангелие Христа. Только Крестом отверзается небо. Только умиранием нашей самости открывается нам новая жизнь.

---
Протоиерей Александр Рябков
2010-09-16

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.