ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

В начале пути

Наверное, каждого христианина терзают сомнения по поводу его духовной жизни. 

Странно. Казалось бы, со временем должно быть все лучше и лучше. Возрастает духовное, уничижается плотское. Какой-то опыт духовный появляется… 

Многие свидетельствуют, что на первых подступах к вере человек уже научается радоваться всему. Ему легче бороться со своей тоской и справляться с унынием. Он может сказать: я счастлив! Явными становятся для него в окружающем мире законы и промыслы Божии.

Но что-то опять и опять омрачает радость.
Когда он читает духовную литературу, особенно поражают подвиги святых отцов, пустынников, затворников. 
Чувство неудовлетворенности, беспокойства растет. Улетучивается прежняя радость жизни, точит червь сомнения. 
Все ли правильно я делаю? Что дает мне мое сегодняшнее существование? Я и близко не живу так, как жили подвижники! 

Многие в этой ситуации задают вопрос: Что делать?

Действительно, со временем все должно быть лучше и лучше. Но так оно и есть. Только нужно увидеть. 

Вот мы говорим о необходимости преобладания духовного над плотским. Вроде, все правильно. Но плоть - не темница души. Это утверждение еретично, и плотское в нас должно не просто уничижаться, а обновляться и просвещаться. Человек - цельное существо, и входит в общение с Богом как цельное существо. «Непрестанная молитва монаха не ставит целью освободить дух от оков плоти, - пишет об учении Макария Великого протопресвитер Иоанн Мейендорф, - но она позволяет человеку уже здесь, на земле, войти в эсхатологическую действительность, в Царство Божие, в общение с Богом, охватывающее его дух и тело. Весь человек в целом - и телом, и душой - был создан по образу Божию, и весь он призван к Божественной славе». 

Потеряна радость? 
Радость, приобретенная через церковную жизнь, улетучивается после того, как мы говорим себе: «Какой же я открытый Богу, радующийся человек!» Или: «Моя молитва стяжала для меня эту радость». 

И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12,7-10). Перечитайте еще раз эти слова апостола Павла. Жизнь мира рождает в нас скорбь, но скорби были и у святых. Они находили в них почву для молитвы. Разве могла бы родиться Псалтирь, если бы не было столько скорбей, бед и падений у пророка Давида? Разве были бы у нас дивные покаянные молитвы, составленные святыми, если бы они не ощущали чутко грех в себе и вокруг себя? Не сидя за столом они сочиняли эти слова, а рождали их в покаянии, и покаяние их было настоящим. Не играли они, а каялись. 

Духовная жизнь заключается не в переживаниях и возвышенных чувствах, она в перемене, которая происходит в нас благодаря Христу. Дух Святой нас делает сообразным Ему, очищает в нас образ Божий. Нам необходимы все ощущения, сопровождающие этот процесс, и чувство богооставленности нам тоже необходимо. Познав радость богообщения, мы будем искать ее снова и снова. Жизнь подвижника-христианина - ристалище. Бег на этом ристалище не прекращается, пока мы живем. Ни на день, ни на минуту нельзя сойти с дистанции. У этого бега есть цель: единение с Богом. В этом и смысл Христова воплощения. «Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9, 24). 

Чтение духовной литературы в нас должно рождать подъем, решимость, радость, а не вводить в отчаяние. Священное Писание должно быть ежедневной пищей нашей души. Окунемся в мир Святых Отцов. Вчитаемся в духовные писания св. Иоанна Кронштадтского, св. Силуана Афонского, оптинских старцев. Откроем труды современных учителей православной духовности: митрополита Антония Сурожского, архимандрита Софрония Сахарова, монаха Габриэля Бунге. Эти книги своей просветленной любовью рождают радость и надежду, открывают нам свет в конце тоннеля. Отец Габриэль говорит: «Если рядом с вами нет живого старца, обратитесь к почившему. У вас есть его житие, его тексты, его наставления. Читайте  и соотносите со своей жизнью».

Важно уметь правильно себя оценивать и понимать, - что я могу вместить, а что нет. Евангелие и жития святых - образец, но не роль, выписанная на бумаге, ряженые Богу не нужны. Если мы не столпники - это еще не беда, но если мы актеры в церковной жизни - это трагедия. Будьте подлинны. Не надо отчаиваться от своего несовершенства. Отец Иоанн Кронштадтский писал в дневнике: «Бог никогда не даст нам увидеть в себе зло, если Он знает, что наша вера недостаточно крепка для того, чтобы устоять перед таким видением». 

Мы заметили, что даже для новоначального ощутимо проявляются законы и промыслы Бога. Это видение участия Бога в нашей жизни очень важно, если не самое важное. Это то, что отличает нас, людей верующих, от незнающих Единого, Личного Бога Творца и Промыслителя. Если мы ощущаем участие Бога в нашей жизни - это очень радостно. 

Посему стремитесь в церковь, не сомневаясь, идите на причастие. Не надо ставить телегу впереди лошади. Сначала я стану святым, а потом пойду причащаться. Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что именно в причащении мы получаем силы от Бога на молитву, пост и всякое доброделание. 

А закончить хочется словами архимандрита Георгия, игумена обители св. Георгия на горе Афон. «Конечно, все сразу не приходит. Всю жизнь, шаг за шагом, ступень за ступенью ведет православный христианин борьбу за стяжание в Церкви благодати Божией - смирением, покаянием, молитвой, Святыми Тайнами, восходя к освящению и обожению. И разве не в том наше великое призвание и цель этой жизни, чтобы восходить? Не так уж и важно, до какой меры мы поднимемся здесь. Важно идти вперед - в борении, которое всегда в преизбытке награждается Богом: здесь и в будущем веке». Аминь».

---
Протоиерей Александр Рябков
2010-10-05

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.