ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Жизнь, посвященная Церкви

 К столетию со дня кончины протоиерея Николая Александровича Елеонского, профессора богословия Московского Императорского Университета и настоятеля университетского храма

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». (Евр.13.7) — поучает Божественный Апостол.
Наверное, таково свойство человеческой природы, что все необыкновенное, чудесное или из ряда вон выходящее запоминается людьми на долгие годы. Общество любит удивляться, ищет этого удивления и даже готово обманываться, лишь бы его получить. 

Для нашего ныне заново воцерковляющегося народа также важное место занимает желание удивляться. Объектом этого удивления может стать необычайный чудотворец, блаженный старец или подвижник. Почитание это зачастую не лишено мифотворческого элемента ввиду отсутствия фактических данных, но экзальтированность почитателя готова всегда добавить недостающее. 

В этом искаженном восприятии церковности часто  незаметным остается пример скромного труженика на ниве Христовой, жизнь которого полна пусть негромкого, но действительного и деятельного труда. Яркий костер согревает тело в лютую стужу, но горит он не всегда долго, а малый огонек лампады перед святым образом может очень надолго согреть и вдохновить душу человека.
 
Таким молитвенным пламенем была жизнь протоиерея Николая Елеонского. Будущий профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский родился 11-го ноября 1843 года в семье сельского священника Калужской епархии. Первоначальное и среднее образование получил в местном духовном училище и семинарии, а высшее — в Московской Духовной Академии, в которой и окончил курс в 1868-м году. За сочинение «Святое Евангелие от Марка: против Баура» он был удостоен степени магистра богословия. 

По окончании курса в Академии в 1868 году будущий отец Николай был назначен преподавателем в Харьковскую Духовную семинарию, но уже в следующем году переведен в Московскую Духовную семинарию преподавателем по гомилетике и литургике. 24-го сентября 1870 г. Советом Московской Духовной Академии он был избран в доценты Академии по Священному Писанию Ветхого Завета, 31 декабря того же года допущен к преподаванию этого предмета и занимал эту кафедру около 10 лет. Одновременно со службой в Академии началось и священническое служение, и семейная жизнь Николая Александровича Елеонского, и его ученая деятельность.

В июне 1879-го году отец Николай был определен ординарным профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную Академию (в дальнейшем Сельскохозяйственный институт) и настоятелем академического храма. А спустя три года он был определен на место профессора богословия в Московский Императорский университет и настоятелем университетского храма. В 1897-м году он был удостоен звания заслуженного профессора,  в 1904-м возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Николай Александрович Елеонский оставил яркий след в русской библейской науке. Особое внимание он уделял критике отрицательных (т. е. отрицающих традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания) гипотез, выдвигавшихся немецкой протестантской наукой. В краткой статье невозможно перечислить все монографии и статьи по библеистике, написанные отцом Николаем.  Главная же его заслуга в том, что он оставил будущим библеистам замечательную методологию. В чем ее суть? 

Прежде критики того или иного автора отец Николай всегда без купюр давал его текст,  с котороым был несогласен и который оспаривал. Отец Николай в своих критических работах всегда сохранял уважительный тон к точке зрения оппонента и всегда избегал голословной и оголтелой критики. Такие качества, без сомнения, черезвычайно важны для добросовестного ученого. Тот же интеллегентный тон был тщательно сохранен отцом Николаем и в его апологетических работах по основному богословию. 

Служение в Московском университете и миссионерская работа среди студенчества отвлекли отца Николая от прежних библейских и экзегетических исследований и, естественно, обратили его внимание на вопросы христианской морали и апологетики. Отголоском этого нового рода деятельности отца Николая стали его монографии: «О конечной цели человеческой жизни» (1889) и «О новом евангелии графа Толстого» (1889). Стоит сказать несколько слов о последней работе. В статье автор со значительною тонкостью и неотразимостью разъясняет и доказывает всю безосновательность суждений Льва Толстого о неподлинности канонических Евангелий и несостоятельность с философско-исторической точки зрения выведенного графом учения. Статья в дальнейшем выдержала несколько изданий.

Протоиерей Николай Елеонский, и в молодости не отличавшийся крепким здоровьем, всю жизнь страдал неизлечимым заболеванием сердца. Но, благодаря внимательному отношению к своему здоровью и строгому образу жизни, он прожил активную творческую жизнь. По свидетельству современников, в  последние годы общая слабость его была так велика, что небольшое расстояние от своей квартиры до той части университетских зданий, где помещаются аудитории и храм, ученый преодолевал в экипаже, а по лестницам мог подниматься лишь поддерживаемый под руки учениками. С начала 1910-го учебного года профессор уже не мог читать лекции, но в своем доме не переставал заниматься любимыми им научными трудами. За три дня до своей кончины  он принимал экзамены у студентов. До последней минуты он сохранил полную живость мысли, спокойное и доброе состояние духа, часто переходившее в религиозно молитвенную настроенность.

Профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский скончался 25-го октября 1910 года, около двух часов дня, после продолжительной и тяжкой болезни. Его последние слова были: «Я как будто поднимаюсь».

Глубокой грустью отозвалась весть о кончине досточтимого отца Николая не только в сердцах родных и близких знакомых, а и всех сослуживцев и учеников почившего, всех знавших и почитавших его. Храм во время отпевания был полон молящимися, между которыми, помимо профессоров и студентов университета, были представители Московской Духовной Академии и других духовно-просветительных учреждений. 

По окончании отпевания закрытый гроб был вынесен профессорами и студентами. Обе улицы — Никитская и Моховая до самого Охотного ряда были заполнены провожавшими усопшего. По совершении литии у квартиры почившего гроб, поставленный на катафалк, в преднесении хоругвей и запрестольных креста и иконы Божией Матери, перенесен был на кладбище Скорбященского монастыря, близ Бутырской заставы. На всем протяжении этого больше чем двухверстного пространства студенты университета громадной толпой сопровождали гроб своего учителя с пением «Святый Боже». Встреченный у врат обители монастырским духовенством и монахинями, гроб по совершении литии опустили в могилу, которая была приготовлена близ церкви.

«Поминайте наставников ваших», — сказал апостол. Без этого нет будущего для потомков. Это закон, данный нам Богом. Церковная наука, конечно, не стоит на месте. Но фундамент для современной науки заложен многими поколениями скромных тружеников. Многое открыто в библеистике. Многое, что было актуально ранее, уже устарело для современного ученого. Но дисциплина, самоотречение и честность всегда будут отличительными качествами истинного служителя науки. Могилы многих из них затеряны и забыты на старых кладбищах Москвы и Петербурга, но память их никогда не зарастет бурьяном забвения в сердцах выпускников Духовных Академий, возросших, в том числе, и на их трудах и несущих свои знания церковному народу.




---
Протоиерей Александр Рябков
2010-10-08

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.