ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

О Блаженстве

Понятие блаженства всегда связывается нашим сознанием с Царствием Божиим. Блаженство человека в Нем, зачастую понимается нами  лишь в контексте воздаяния в загробной жизни. 

Это неверно, так как из Евангелия мы знаем, что Царствие Божие «пришло в силе», и оно «внутри нас есть». Таким образом, плоды веры могут быть ощущаемы нами уже сейчас.

Исходя из учения Исаака Сирина загробное воздаяние – это продолжение того, что началось здесь, в земной жизни. Рай и ад начинаются здесь. Рай и ад не какие-то отдельные места, тем более, что ад разрушен Христом,  Его Воскресением и Победой над смертью. Рай и ад не имеют между собой четкого рубежа. Рай и ад крайние степени близости и отлучения по отношению к Богу. Рай и ад – это высшая Радость и безграничное отчаяние. 

«Там» только Любовь Божия, по слову святого Исаака, Она или согревает душу человека, или превращается для противящегося  ей на земле в бич «там». Не потому, что Бог зол или по-нашему справедлив. Нет, Исаак говорит, что Бог не справедлив, а именно благ, и желает блаженства всем. Но человек, противящийся Любви в земной жизни, будет ее противником и после перехода в вечность. 

Хотя мы и знаем, что в доме Отца Небесного «обителей много», но Слово Божие ни в каких антропоморфных и плотских образах не описывает нам блаженства душ усопших там.  

Нехристианские религии или обещают чуть ли не плотские удовольствия за гробом, или вообще не обещают жизни души  после смерти. Некоторые религии призывают или раствориться в небытии, или предлагают обеспечить новое лучшее воплощение в другом качестве. Так или иначе, но личность уничтожается.  

Христианское же представление о полноте личного блаженства за гробом исходит из тех переживаний радости о Христе Иисусе, которые мы испытываем здесь на земле. Что такое блаженство в христианском понимании? Оно не может пониматься,  в телесных категориях. Господь говорил, что Царство Его не от мира сего. Но вместе с тем и безличное блаженство нирваны не приемлемо в христианской антропологии и нравственности. 

Блаженство христианина - это общение с Богом, незамутненное человеческой гордыней и грехом. Как каждый из нас ищет радости общения с любимым или просто интересным ему собеседником, как ждет от него новых переживаний, откровений и знаний, так и верующий ищет общения с Богом, зная, что испытываемые им чувства, духовные переживания и откровения, данные его сердцу, несравнимы с человеческим общением. Преподобный Исаак сравнивает блаженство с опьянением. Но опьянение Богом в чтении Слова Божия и молитве, правильно основанной на смирении, никогда не принесет пресыщения, оскомины или похмелья. В движении души к Богу нет и не может быть предела.

---
Протоиерей Александр Рябков
2010-10-08

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.