Мы много к месту и не к месту говорим о духовности. В это понятие вкладывается многое и всеми разное. Кто-то, говоря о нашей духовности, вспоминает наше российское искусство. Вспоминают наших великих писателей, поэтов, драматургов, композиторов, балетмейстеров.
Человек верующий в первую очередь вспоминает о церковной письменности, церковном пении, иконописи, архитектуре.
Но и то и другое культурное поле остается не пройденным для многих и многих наших сограждан.
Классики не в почете. Востребовано что-нибудь попроще, типа шансона.
Религиозная культура и подавно остается terra incognita для большинства. Да как она может быть познана, если вся вера исчерпывается освящением кулича на Пасху.
Я ни в коем случае не утверждаю, что где-нибудь в Америке 80 % населения зачитывается Фолкнером с Хемингуэем. Я так же никого не буду провоцировать на праведный гнев, говоря о пуританской одноэтажной Америке с традиционным воскресным богослужением.
Остановимся на более приземленных образцах.
Вождь мирового пролетариата провозгласил, что для его владычества самым важным искусством является кино. На этом и остановимся.
Начиная с 90х годов наш кинопрокат и наше ТВ пичкает нас киношлаком и кинохламом, закупаемым за рубежом. Мировая киноклассика или показывается на ТВ или за полночь, или вообще недоступна нам.
Один из ярчайших примеров таковой – фильм, снятый в Голливуде в 1946 «Эта прекрасная жизнь» (It's a Wonderful Life).
Прекрасная рождественская история, как всякий образец этого жанра, рассказывающая о трагичном стечении обстоятельств в жизни отдельного человека, которые с помощью Божией им благополучно превозмогаются. «Наивно», - скажут многие. Но не могу согласиться, что самопожертвование и вера в Бога это наивные вещи. Наша цивилизация была построена на этих наивных вещах. И когда из под нее стали их вынимать, она стала рушиться без этого фундамента.
С 1970-ых годов в США этот фильм регулярно показывают по ведущим телеканалам в рождественский сочельник.
Долгие годы наш народ лишен был такой роскоши как рождественский сочельник. Создавать Рождественские истории было не кстати.
Но важность важнейшего из искусств никто не отменял. Как и в чем же оно нас утверждало в благодатные брежневские времена?
С 1976 года, за исключением 4 лет антиалкогольной компании, каждое 31 декабря весь народ как один человек прилипает к ТВ экранам. Нашему неискушенному зрителю предлагается фильм, сюжет которого заключается в том, что группа представителей советской интеллигенции, а по меткому слову А. И. Солженицына «образованщины», пьянствует в бане. Степень опьянения их такова, что один из них по ошибке попадает в другой город, в чужую квартиру и к чужой невесте. Мы ругаем наше время, но забываем что нравственные установки даны давно. Сейчас мы просто пожинаем плоды. Тенденция была запущена тогда. А тенденция эта проста. «Пипл хавает», что попроще. Потому эта пьяная новогодняя феерия продолжается и сейчас кинематографическим воспеванием пьянок на охоте и пьянок на рыбалке. А апофеозом стал римейк застойной пьяной саги. Спрос рождает предложение. Хотя, наверно, не так много семей в нашей стране, где не страдали бы так или иначе от пьянства одного или нескольких членов. И потому необъясним этот самоубийственный спрос. Парадоксально, но наш народ ищет вдохновения не в рождественских историях, а в грязи.
---
Протоиерей Александр Рябков
2010-10-28