Христианин должен быть свободен от мифов. В первую очередь от политических. Между ними нет разницы. В православной среде чрезвычайно распространена вера в неразрывность Церкви и монархии. История нам приводит массу примеров того, что Церковь сохранялась и не была ущербна в своих благодатных дарах и без монархии, пребывая в отдельно взятых государствах и народах.
Но есть пример синодального периода, когда Церковь в монархической России была ущемлена в своей самостоятельности. Это время принесло упадок в богословии и благочестии. Итогом его стали революционные потрясения. Если этот перелом не называть гибелью России, то можно назвать смертельной раной на ее теле незажившей и до сих пор.
Миф всегда заслоняет Христа. Если преобладает вера в форму правления, жажда реставрации и возвращения чего-либо прежнего, тогда Христос и Его Церковь в этом миросозерцании занимают место статиста и декорации. Христос не дает нам примеров патриотической борьбы. В Евангелии мы не увидим Его связи с партизанами зелотами. Также Он не сближался с проримски настроенной партией иродиан. «Царство Мое не от мира сего есть»
С таким же успехом Христос вытесняется на задворки жизни при абсолютном поклонении либеральной форме правления. Много было попыток представить Христа и социалистом и даже коммунистом поздней античности. Для этого переписывался евангельский текст. Благая Весть о вечной жизни превращалась в политический памфлет. Но все эти эксперименты проводились вопреки духу Евангелия и потому есть и будут насилием над священным текстом. Но это все в прошлом.
Сегодня мифотворцы того или иного политического лагеря уже не нуждаются во Христе как в союзнике. Ибо все более очевидно, что Он не монархист и не республиканец. Он не организовывал партизанского подполья и не устраивал пикетов за освобождения Иоанна Предтечи. Для политики Он бесполезен. Но ввиду бесполезности Христа для политики напрашивается симметричный вывод о бесполезности политики для христианина. Без сомнения, всегда останется неотъемлемым, - «положить душу свою за друзей своих». Но в этом нет политической ненависти и разделения на «своих» и «чужих», ибо Христос друг всем.
Откуда приходит вера в миф? Она рождается из плохой веры в Царствие Божие. Она является плодом нашей торопливости, рождающим в нас желание узреть Царствие Божие на земле еще до Второго Пришествия Христа. Эти фантазии требуют пищи. И тогда приходится уже не только подгонять под себя Евангелие, но и сочинять под господствующий в сознании миф гражданскую историю.
Кто-то умилительно проповедует про всегдашнюю верность народа своему царю, а кто-то про бескорыстную пылкость и гуманизм комиссаров в пыльных шлемах. Мы рады сочинять и готовы верить в свои сочинения о странах, где никогда не царствовала ложь и насилие. Мы готовы верить, что было время недавно или давно, когда в нашей стране не было лжи и насилия. Мы разделяем мир на черное и белое, отделяем овец от козлищ не дожидаясь Христа.
Антон Павлович Чехов предупреждал, что ложь и насилие свойственно не только чиновникам, но либеральной прессе. Он писал: «Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках. Я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи. Поэтому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком».
Но мы все-таки распределяем роли. И сценарий уже заготовлен. Кто-то верит в то, что сейчас апогей насилия или новый небывалый его виток. Кто-то ждет прихода антихриста, а кто-то политического тирана. Но, ни кто не ждет Христа. Нам не хватает сдержанности в оценках. Мы легко закрываем глаза на противоречия. Так легче нагнетать политическую или апокалипсическую истерию. А надо ли это делать?
«Христианин не имеет пребывающего града, а грядущего взыскует». Разве христианин не может быть свободным во Христе? Разве ему нужен политический лагерь, если у него есть Церковь? Правда и пребывая в ней, мы навешиваем друг другу ярлыки и стремимся объединиться под своей эксклюзивной вывеской обремененные чувством элитарности. И неважно, какова эта элитарность патриотическая или либеральная. И там и там нет места Христу.
---
Протоиерей Александр Рябков
2010-11-06