ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Смех или грех

Греховен ли смех? И где граница между смешным и пошлым, смешным и кощунственным?

Я считаю, что кощунство никогда не может быть смешным. Кощунство выходит из демонической природы, а дьявол не творец. Кощунство нападает. В нем сквозит ненависть.

Разряды смеха разнятся. Есть юродивые. Есть скоморохи. И те и другие не имели барьеров в осмеянии. Если скоморох - это профессия, тогда он не юродивый. То есть он не правдоискатель.

Пустое смехотворство, конечно,грех. Не потому, что сам смех греховен. Греховна внутренняя пустота. Если предмет смеха - ужимки и кривляния. Такой смех обезличивает и шута, и публику.

Есть злой смех. Смех самооправдания. Смех Рабле, человека, ставшего священником и монахом ради пропитания, и возненавидевшего не себя за эту ложь, а почему-то Церковь.

(Продолжить)
Есть ли смех в Евангелии? Как шутовство и издевка, конечно, нет. Но как изобличение лжи, конечно, есть. Чтоб развенчать годами канонизированную ложь, иногда требуется смех.

Господь отвечает насмешкой фарисеям, осудившим апостолов за вкушение пищи неумытыми руками: «То, что входит в уста, афедроном исходит». Происходит резкая десакрализация.

Апостол Павел не раз позволял себе тот же прием.Он пишет коринфянам: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии».

Каков смех в художественной литературе? Кого, что и как он разоблачает?

Зощенко высмеивает не поэтов, врачей, иностранцев, аристократов. Он высмеивает своего героя. Гегемона. Нового хозяина и законодателя, который всегда судит обо всем своей пошлой меркой.

Он высмеивает пламенные дела. Дела эти пламенны настолько, насколько и бесполезны. Ярко демонстрирует, что восхождение на Казбек или фигуры высшего пилотажа - пошлость.

Он смеется над обществом, отвергшим поэзию и поэта и заменившим их футболистом и футболом. Якобы это полезней.

Конечно, он задевает иинтеллигента. Спрашивая как бы его: «А что в тебе изменил Пушкин и сделал ли тебя лучше университет? Или ты просто почище одет»?

Юмор ранних произведений Чехова зиждется на осознании значительности жизни, понимании, какой она должна быть в идеале и безнадежной ее пустоты в действительности.

Но этот смех его безобиден и незлобив. Он не обличает кого-то, а предлагает заняться собой. Он ставит под сомнения чье-либо право негодовать, если тот не умеет для начала просто любить.

Чехов не навешивает ярлыков, чтоб было понятней читателю. Он слишком художник чтоб сочинять и выдумывать. Он не принадлежит какому-либо политическому «приходу».

Высокая проба юмора достигается отсутствием водевильной пошлости, которая в свою очередь как плесень может появиться от высокомерия автора, выписывающего рецепты спасения мира.

«Смех сквозь слезы» и горькая гражданская сатира известных классиков не сделают столько пользы для души, как сострадающий чеховский юмор, облегчающий душу и вливающий в нее бодрость и надежду. Потому что нет в его юморе науськивания и натравливания. 

Ведь даже обличение в Евангелии Господом фарисеев никогда не было знаком их отвержения. Достаточно вспомнить образ старшего сына в притче о блудном сыне. Он олицетворял фарисеев, но отец ждет и его покаяния. 

Как здесь не вспомнить святоотеческое наставление: «Не можешь обличать с любовью, лучше не обличай». Да и сами святые отцы обличали сначала самих себя. Но обличение не всегда гнев.

Молодой монах, поселившийся в Кельях, пишет письмо своей семье: «Я нашел место, идеальное для тех, кто, подобно мне, ищет уединения. Их тут целые тысячи...»

Молодой монах удивленно  говорит настоятелю: «Отче,  ты чистишь свои башмаки»? Авва отвечает: «С тех пор, как я настоятель, я не могу чистить чужие.»

Добрая улыбка сочувствия лучше всякого обличения. Это лучшее лекарство. Недаром предшественники египетских монахов отшельники иудеи назывались – терапевты. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2010-11-28

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.