ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Mертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся

Известный богослов и экзегет, епископ Кассиан Безобразов в своих лекциях по Новому Завету писал, что в современной ему экзегетической литературе за притчей о блудномсыне прочно закрепилось название «Евангелия в Евангелии» (EvangeliuminEvangelio). Отец Георгий Чистяков, известный московский священник, богослов, историк и филолог, указывает, что впервые эта притча так была названа в трудах святого Амвросия Медиоланского. Святой Отец называл притчу о блудном сыне-Евангелие внутри Евангелия или «евангельшее из Евангелий» - если перевести его выражение на русский язык.  

Евангелие - венец Библии. И если считать притчу о блудном сыне Евангелием в Евангелии, то, безсомнения, можно признать ее и кратким изложением всего Священного Писания. Уход от отца младшего сына, как мы видим в притче, сопряжен с разделением имуществаи приобретением самостоятельности в распоряжении им. В самом начале Библии мы созерцаем грехопадение прародителей, в котором основным моментом было ложное желание «стать как боги»  и тем самым приобрести некую власть над миром независимо от Бога. Человек, по словам святого Симеона Нового Богослова, «впал по внушению змея в гордость и возмечтал быть богом». (Слово 1)

Желание стать как боги, как известно из книги Бытия, привело человека во враждебный ему мир, дарующий ему терние и волчцы. Люди увидели, что без Бога и вне связи с Ним они наги и лишены необходимого пропитания. Все то же самое мы можем наблюдать и в притче о блудном сыне. Нагота и голод стали атрибутами его свободы и самостоятельности. Тем самым притча не только говорит о личном падении некоего человека вообще и его исправлении, но и изображает историю грехопадения первых людей и движение к Богу в покаянии всего человечества, нуждающегося в милосердии Божием.

ПроизнесениеГосподом именно этой притчи связано и с конкретным местом Его пребывания и с людьми, его тогда окружавшими. В главе 14, предшествующей произнесению ряда притч о покаянии, мы видим, что Христос присутствовал на обеде в доме одного из начальников фарисейских. Когда Господь вышел из этого дома, Его, как говорит евангелист, окружили мытари и грешники с желанием слушать Его. Фарисеи же и книжники, бывшие только что в Его обществе, возроптали, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними». Только что бывший разговор с книжниками и фарисеями,- цветом иудейского общества, не мог быть для них лестным. Господь говорил о фарисейской гордыне, об их партийности и замкнутости в своем кругу. Тем самым подчеркнул их бесполезность для общества, сравнив их с солью, потерявшей силу. Здесь же пред лицом их предстал тот самый народ, который должен был ими одухотворятся, но который не получал от них ничего, кроме презрения.

Тогда Господь произносит подряд три притчи: о заблудшей овце, о потерянной драхме и с особым ударением и с яркими примерами притчу о блудном сыне. В двух первых притчах Господь рассказал, как важна для Бога каждая душа. В третьей же Он начал с подробного исследования, как развивается в человеке гибельный для него замысел отрешится от Бога и чем для него он заканчивается. Все начинается с гордыни. Что это такое? Часто это понятие смешивают с личным достоинством и потому яростно защищают свое право быть гордым. Гордыня или на латинском языке superbia можно перевести, как высокомерие,чванство, надменность. Гордыня - это желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя. 

Здесь и кроется будущий крах гордеца. Дидактические алеголрии в притче вполне понятны. Отец - это Бог. Блудный сын - это человек или человечество. Сын говорит отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». Что же происходит? Что значат эти слова младшего сына? По еврейскомунаследственному праву, младший сын только по смерти отца получал половину того, что шло в пользу старшего (Втор 21, 17). Первородство было важной привилегией в получении наследства. Здесь же младший сын не только претендует на чужую долю, но и проявляет крайнее неуважение к отцу. Надо отметить, что ветхозаветный закон повелевал непокорного сына придавать общественной казне (Втор 21, 21). Но отец выбирает иное.

Требование сына наследства у живого отца есть метафизический акт исключения его из жизни. Митрополит Антоний Сурожский так трактует это место: «Младший сын приходит котцу и говорит: Отец, ты зажился. Умри, умри для меня, будь как мертвый! Ты мне не нужен, но то, что я от тебя могу получить, я могу теперь получить». Сын для себя решил, что пока жив отец, его собственная жизнь неполноценна. Он ждет расцвета новой для себя жизни, но выйдя из дома отца и порвав связь с ним, превращается очень быстро в нищего. Почему так? Во-первых, сама заповедь почитания родителей относится в Декалоге к блоку заповедей о почитании Бога. Почитающий отца и мать в библейском обетовании награждается долголетием. (Исх. 20.12) (Втор. 5. 16) А злословящий отца и мать смертью да умрет. (Исх.21.17) (Мф. 15.4) Рвущий связь с Творцом теряет сам источник жизни. И дело не в физическом выживании, а в полноте жизни. Жизнь превращается из бытия, как пребывающей  действительности, в «бывание», преходящее и рассеивающееся. 

Происходит развоплощение жизни и потеря ее смыла. Последовательность этой деградации ярко прописана в евангельском повествовании. Жажда свободы и полноты жизни вне Бога выливается в банальную плотскую разнузданность, развязка - ниспадение до уровня животного. Пасти свиней - занятие самое низкое с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но питаться вместе с ними - это уже было за рамками не только закона, но и здравого смысла. Жизнь вне Бога потеряла смысл. Картина написана, может быть очень контрастно, без полутонов. Но это притча. Ее задача заострить проблему.

Далее по тексту притчи мы созерцаем степени покаяния. Само падение в притче было преподано без последовательной картины созревания в человеке греха. Ярко представлена лишь причина – гордость. Но притча и не ставит себе целью разбирать психологические нюансы созревания в человеке мифа о самодостаточности. Ядро притчи это Покаяние. Сын, как сказано в притче, пришел в себя, одумался и вспомнил, что он потерял с уходом из отчего дома и вычеркнув из своей жизни отца. Он изменил образ своих мыслей, совершив переоценку своих действий исходя из действительности, в которой он оказался. Хорошо известно, что греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Именно это значение покаяния очень хорошо показано в притче. Но этого еще мало. Решимость встать и вернуться к отцу с сокрушением и осознанием потери всех прав сыновства очень важно, но это необходимо еще и осуществить. И сын встает и идет обратно. 

Покаяние -  не просто интеллектуальное признание своей неправоты, но и поступательное движение в обратном направлении. Слово «покаяние»  в еврейском языке звучит как «тшува», то есть поворот или обращение (שובה‎,буквально — «возвращение») У пророка Осии есть такие слова: «Обратись Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос. 14. 2). По-еврейски «ОбратисьИзраиль» звучит как «Тшува, Исраэль». Покаяние –  это обращение. Человек разворачивает свою жизнь на 180 градусов. В притче о блудном сыне происходитудивительная вещь, которая очень редко случается в нашей жизни. Нам всегда очень трудно простить, тем более, если нас предали или обманули наше доверие. Но олицетворяющий Бога отец бежит навстречу предавшему его сыну. Святитель Иоанн Златоуст говорил, «что Господь и намерение лобзает». В притче это звучит так: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15. 20).

Слово Покаяниев русском языке можно вывести из описания действия – похаять себя. Этимологический словарь Фасмера говорит, что корень «каять» обозначает ругать, порицать. Словопо хаять это уже просторечный вариант от «покаять». Этимологический словарь Шанского М. М. говорит, что слово «похаять» производное от древнерусского «каяти» то есть порицать. Это может опять вызвать возмущение: «опятьЦерковь требует самоуничижения от людей». Но так ли это? Гордыня - это тупик. Безумие высокомерия рвет все связи. Личность замыкается в себе и тем самым прекращается возможность всякого прогресса для нее. Начинается регресс. Это прекрасно показала притча. Похаять себя - это не значит отказать себе в праве быть и называться человеком. Образ Божий не уничтожим в человеке. Мы прекрасно видим в притче, что отец даже не позволил произнести сыну заготовленные им слова с просьбой принять его простым рабом. Отец сохраняет за ним право быть сыном, не лишает его родства с собой, ставит его полноправным хозяином в доме. 

Покаяние - это не ложное самоуничижение, а снятие с себя рубища тщеславия. Ведь как жалок и смешон человек в своей глупой напыщенности, так же жалко смотрятся и лохмотья нищего, бывшие когда-то дорогим платьем. В притче мы видим, что сына облекают в лучшую одежду, дают обувь и перстень на правую руку. Все это знаки принадлежности к свободным людям, а не к рабам. И сейчас Господь в Таинстве Покаянии возвращает нам родство с Ним, полученное при Крещении. От нас требуется только признать свое тщеславное самолюбие грязными тряпками, которыми мы кое-как пытаемся прикрыть наше нравственное убожество. Недаром в церковной молитве покаяние выражается в лаконичных словах: «Как рубище поверженное всякая правда наша пред Тобой, Господи». (Чин Елеосвящения)

Плод покаяния - это начало новой полноценной жизни, оно описано впритче словами отца: «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Евфимий Зигабен, византийский богослов и экзегет, так  толковал это место: «Смерть - это пребывание в грехе, а оживление – это раскаяние».

Господь произнес эту притчу перед лицом фарисеев и книжников, чтоб они уяснили, как важен для Бога каждый человек и его покаяние, без учета его причастности к элите. И поэтому, завершая повествование, Христос снова возвращается к обличению фарисейского самомнения. В образе старшего сына Он обличает их праведность, которая не имела корня в искренней любви к Богу и ближнему. Спасение брата не радует старшего сына. Он весь захвачен своей персоной и всегда ждет похвал и положительных оценок о себе. 

Фарисейство - тоже грех, как и предательство. Только это более тонкий яд, но замешен он также на гордыне. Мало Бога и много себя. Это постоянная формула созревания греха в человеке. Фарисейство - болезнь всех времен и обществ. Антон Павлович Чехов писал: «Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках. Я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи. Поэтому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком». 

Когда в религии поселяется фарисейство, тогда от нее остается только вывеска. Поэтому Господь обращается ко всем нам. В евангельском тексте мы не видим отвержения старшего сына, милосердный отец кротко и ласково наставляет его. Он желает исправить черствость его гордого сердца. Это говорит о том, что Господь желает спасения всем.Господь зовет каждого из нас к Себе, не смотря на то, кто мы: настоящие грешники или мнимые праведники. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2011-02-04

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.