Смотреть всю колонку
О литературе
У Антона Павловича Чехова есть рассказ «Умный дворник». Этот самый умный дворник, играя роль начитанного и любящего просвещение человека, таскал с собой везде книгу с забавным названием «Зачем нам нужна брюква». Сама книжка и ее содержание не имели значения. Они лишь были реквизитом в его «театре одного актера». «Умное» название только подтверждало «умственность» её хозяина.
Сегодня полки книжных магазинов переполнены умными книгами, читать которые престижно и модно. Даже есть стеллажи, на которых написано «модно читать». Заковыристые названия. Экзотические имена авторов. Все это давит на самолюбие потенциального покупателя - читателя. Ведь есть разница, что ты держишь в руках или читаешь в метро. Каких-нибудь отживших классиков, или модных авторов с латиноамериканскими именами. Позволительно быть неначитанным в русской классике, но читать пекущиеся как блины книжные новинки ты обязан, чтобы быть современным и «продвинутым». Но какова польза?
Что нам может дать русская классика? И что нам дает постмодернистская литература, главная суть которой, по словам Бродского, «сложность ради самой сложности», или нарочитая этничность повествования. Читая русскую классику, житель современного мегаполиса получает превосходнейшую терапию. И чем больше он читает этой литературы, и чем меньше проводит времени в интернете или перед ТВ-экраном, тем здоровей его душа. Русская классика имеет особый ритм повествования, который буквально исцеляет душу, умиротворяет, проясняет ум. Но это частности.
Русская классика - это постоянно звучащая нравственная проповедь. И проповедь преимущественно пророческая. Во многом катастрофы 20 века совершились из-за того, что не было внимательно прочитано Евангелие и родившаяся из него русская литература. Этот профетический дар был свойственен не только Достоевскому, но и Чехову. Вспомним его «Мужиков», «В Овраге», «Новая дача», «Кошмар» и другие повести и рассказы. Они предупреждали, что «люди сидят во тьме и сени смертной»: в обществе царит тьма невежества, варварства и гордыни, настоящие же вожди общества и его культуртрегеры - учителя, врачи и духовенство, унижены и отвергнуты, и это забвение не пройдет бесследно, оно породит, рано или поздно, хаос. И сейчас, как никогда, надо читать русскую классику, когда социальное разделение помножено на нравственную и интеллектуальную нищету и убожество. А великая русская литература зовет к покаянию, к внутренней работе над собой, к совершенствованию своей личности.
Современная же «заумная» литература скорее выполняет функцию анестезии для смертельно больного. Внушая, что мир непонятен, сложен и многополярен в нравственном смысле. Не надо ломать голову о смысле жизни. Ищи «нирваны», отгородись от ближнего и «проклятых» вопросов бытия. И потому появилось столько «новодела» на поприще «потока сознания». Но если мастера этого приема, такие как Пруст, Фолкнер и Беккет, по словам Бродского, писали так, ибо по-другому не умели, то новые специалисты по «поточному сознанию» умеют по-всякому, лишь бы продавалось. При ближайшем же рассмотрении получается лишь блуждание в трех соснах.
Русская классика - наше спасение в море макулатуры. Она воспитывает вкус и позволяет в будущем всегда безошибочно отделить стоящую вещь от графоманской поделки.
Вкус нужен, чтобы разобраться и в довольно обширном недавно образовавшемся пласте «православной» беллетристики, который зачастую представлен слащавыми пасторалями на тему добрых батюшек и не менее добрых духовных чад. Где даже если и фигурирует какая-нибудь заблудшая овца, то стоит ей побеседовать с добрым батюшкой, как сразу и бесповоротно изменяется ее поведение и жизнь.
Но есть и честные попытки рассказать о жизни современного духовенства. Однако, там может проявиться другая крайность, - сведение счетов с оппонентами и презентация традиций отдельно взятого прихода как вселенского канона. Эта субъективность порой граничит с хамством. И тут нам на помощь может придти русская классика. Тот, кто хочет составить объективное представление о русском духовенстве, должен сначала глубоко изучить эту тему в чеховских повестях и рассказах, таких как «Архиерей», «Письмо», «Кошмар».
Русская классика учит самостоятельно мыслить и ставить перед собой серьезные нравственные вопросы, отвечать на них, «не растекаясь мыслью по древу». Ее дидактическое содержание может помочь нам не повторить ошибок 20 века. Не будем усыплять себя, а наоборот пробуждать. Чтоб не заснуть на посту, как тот умный чеховский дворник, и не пропустить вора.
--- Протоиерей Александр Рябков 2011-03-31
|