ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Рождество Богородицы

Церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы и начинается празднованием ее Рождества.  Церковный индикт снова раскроет перед нами картину истории нашего спасения. Богослужебный орнамент, которым полна церковная традиция не есть просто эстетическая абстракция. Каждый церковный праздник не просто день в календаре.  Он наполнен символикой, которая есть мост между разными реальностями. Суть праздника - всегда вторжение в жизнь мира жизни божественной и ответ людей на это вторжение. Празднование Рождества Богородицы особенно ярко иллюстрирует этот диалог.

 Рождение Девы Марии, - это первый этап еще грядущего Боговоплощения. Догматическая сторона  этого события требует рассмотрения, ибо у христиан Запада и Востока есть принципиальная разница в его понимании. Католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии, конечно, не приравнивается к бессеменному рождению Христа. Суть этого догмата в изъятии еще до Искупительной Жертвы Христа Богородицы из последствий первородного греха, свойственного всем людям. Таким образом, учение, которое вроде призвано возвеличить Богородицу, принижает крестный Подвиг Христа и саму личную святость Пресвятой Девы. Так как еще до ее взросления в добродетелях она без своего усилия изъята из  необходимости самосовершенствования. 

Вне всякого сомнения,  святость человека бессильна спасти его без Бога. Но, вместе с тем, Бог нас без нашего содействия не спасает. Святость праведников - не только их личная добродетель. Святость – это ответ на призыв Бога. Святость - это и ожидание прихода Бога, и разрешение Богу прийти. Святость – это разрешение божьему действию укорениться в жизни людей. Такую веру Бога в человека и уважение его не проповедует ни одна религия, кроме христианства. Наличие личной святости родителей Богородицы и ее личная чистота и непорочность сделали возможным пришествие в мир Спасителя. Спаситель воспринял в Свою Божественную Ипостась от Богородицы не просто заранее обновленную природу человека, а именно отягощенную последствием греха прародителей. Для нашего Спасения чрезвычайно важно, что в Божественную Жизнь принимается наша человеческая природа, которая требует обновления. Истинное Вочеловечение Бога имеет целью обожение всего человека. Святой Афанасий Александрийский емко  выразил эту евангельскую максиму в своих словах: «Бог стал Человеком, чтобы человек обожился». 

Непорочность зачатия и рождения Пресвятой Девы Марии понимается не в искусственном изъятии ее из рода людей, а в той нравственной чистоте и святости, в которой пребывали ее благочестивые родители. Не плотская страстность диктовала им это зачатие, а желание послужить делу Божиему. Они были в тех летах, когда телесная сторона жизни  уходит на второй план. Плоть уже молчала, говорил дух, обращенный к Создателю. Долгое их ожидание чада обусловлено сознанием не выполненной задачи, оправдывающей жизнь. В те времена каждая израильская семья ощущала возможность послужить приходу Мессии в мир. Сегодня христианская семья служит умножению Церкви и успеху дела Спасения на земле. Эгоизм и плоть не должны препятствовать духу царствовать в мире. 

Мы часто скорбим о малом присутствии Бога в нашей жизни. Но что сделали мы, чтобы Его присутствие могло утвердиться здесь и сейчас? Бог поселяется  не в камнях, деревьях или  технике. Бог, по слову евангельскому, поселяется в сердцах людей. «Вот Я стою постоянно у дверей вашего сердца и стучу. И тот, кто откроет Мне, к тому Я войду и разделю с ним трапезу» (Откр. 3, 20) Речь идет даже не о святости, а только лишь о личном благочестии и церковности. Даже этого малого ответа не даем мы Богу. 

Наша церковность зачастую исчерпывается интересом,  что в этот праздник освящается? Люди сужают благодатную жизнь Церкви до освящения вербы, кулича, яблок. Но эти эмблемы не приносят пользы без внутреннего личного  освящения. Церковь освящает жизнь. И если приложить этот вопрос об освящении к празднику Рождества Богородицы, начинающему церковный календарь, мы можем ответить, что он освящает этот начинающийся год. Освящает с надеждой, что мы сможем в этот год сдвинуться с мертвой точки и сказать Богу на Его зов: «ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ!» (Откр. 22, 12-20).

---
Протоиерей Александр Рябков
2011-09-22

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.