ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Религия и прогресс

Очень часто приходится слышать, что религия тормоз на пути человечества. Но так ли это? Беремся утверждать, что зачастую неверие в Личного Бога может быть более ощутимым препятствием. Неверие в Бога Творца не исключает самых абсурдных суеверий. Неверие в Догматы не является залогом научного прогресса. Неверие в Церковь не есть необходимое условие свободы творчества. 

27 декабря 1889 г. Москва Чехов в письме Суворину нападает на Толстого со словами: «Где вырождение  и  апатия, там половое извращение, холодный разврат, выкидыши, ранняя старость, брюзжащая молодость, там падение искусств, равнодушие к науке, там несправедливость во всей своей форме.  Общество,  которое   не   верует   в   Бога,  но   боится   примет   и   чёрта , которое отрицает всех врачей и в то же время лицемерно оплакивает Боткина и поклоняется Захарьину, не смеет и заикаться о том, что оно знакомо с справедливостью. Германия не знает авторов вроде Бурже и Толстого, и в этом ее счастье. В ней и наука, и патриотизм, и хорошие дипломаты, и всё, что хотите. Она побьет Францию, и союзниками ее будут французские авторы». 

В письме к А. С. Суворину от 27 декабря 1889 г. Чехов упоминает о неизвестном письме, или, возможно, о неизвестном начале письма к нему от середины декабря 1889 г.: «Когда я в одном из своих последних писем писал Вам о Бурже и Толстом.  О том, что современные лучшие писатели, которых я люблю, служат злу, так как разрушают». Речь видимо идет о письме от 20 декабря 1889 г. адресованного Суворину, начало которого не сохранилось. 

То, что Толстой отвергал не только науку и ее полезность, но и искусство уже давно известно. Но вот приписать ему веру в приметы как-то не вяжется с образом человека отвергавшего религиозные химеры. Павел Басинский в своей монографии подтверждает пафос Чехова своим утверждением, что отвергая религиозные обряды, Толстой всю жизнь верил в приметы и сны. Надетую на изнанку рубашку считал дурным знаком. Забытая шапка и необходимость за ней вернуться в дом, могла стать причиной откладывания дальней поездки. Любой абсурдный сон фиксировался в дневнике и принимался чрезвычайно всерьез.  

Вывод: отказ от веры в Творца сковывает всякое творчество, что после «духовного перелома» в Толстом в полной мере и воплотилось. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2011-10-17

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.