ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Они узнали Его

Суть Христовой Благой Вести лаконично выразил святой Афанасий Великий: « Бог стал Человеком, чтобы человек обожился». Чтобы это осуществить, Господу пришлось «зрак раба принять» и уничижить Себя даже до принятия крестной смерти. Таинственность этой жертвы удивительна до невыразимости в словах, но ее сердцевина ясно нами осознается. Своею смертью Христос поднимает и воскрешает все человечество. Весть о том, что Бог стал человеком, дополняется радостью о Его восстании из гроба. И это не просто кем-то запущенный слух, а реальный опыт учеников, без которого, по слову апостола Павла, «вера наша тщетна». «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15: 14) От евангелистов мы узнаем, что Иисус воскрес действительно, а не в мыслях или сердцах учеников. 

Евангельское повествование предлагает нам многочисленные сведения о явлении Воскресшего Господа своим ученикам.  Эти  отдельные повествования рассеяны по всему Четвероевангелию. Многие из них параллельны у разных евангелистов и друг друга дополняют, некоторые наличествуют только у одного из четырех евангелистов. Данные описания открывают нам, что Христос являлся и отдельным апостолам  и множеству учеников. Апостол Павел даже настаивает на явлении Воскресшего Христа более чем пятистам братьям.  (1 Кор. 15: 3 – 8) География же этих явлений тоже чрезвычайно обширна.  Сначала это место погребения Христа, отсюда разнеслось первое слово о том, что Он жив. Далее несколько явлений имели место в Иерусалиме, Галилеи и на берегу Тивериадского озера. Предлагаемый нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки описывает явление Воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус. Также апостол Лука в книге Деяний Апостолов указывает нам на совершавшиеся явления Воскресшего Господа апостолу Павлу уже после Вознесения Господня. (Деян. 9: 3-6; 22: 17-21; 23: 1.) Все эти драгоценные осколки радости складываются в единую мозаичную картину, объединенную общей идеей. Как она нам представляется? Господь, при своей земной жизни «не имевший места, где главу приклонить», и после Воскресения снова выходит на распутья палестинских дорог. Он снова гость бедных лачуг простонародья. Он, как и прежде, разделяет скудную трапезу рыбаков, приготовленную на костре, на берегу озера, среди их лодок и сетей. Невольно вспоминаются строки из поэтического наследия Федора Тютчева, рожденные хотя и на русской почве, но ярко иллюстрирующие Христову заботу о своих детях. 

Удрученный ношей крестной, 
Всю тебя, земля родная, 
В рабском виде Царь небесный 
Исходил, благословляя.

Тютчев увидел в свое время и в своей стране ту евангельскую веру, которую не смог увидеть Василий Розанов, горько сетовавший в своем труде «Около церковных стен»: «Увы, нигде нет этой галилейской свободы и простоты, этой религии на улицах и в поле,  с   захождением   в   дома  для простых бесед, с проповедью на озере, на горе, днем или ночью, - религии среди знакомых и друзей!» Была ли таковой христианская вера или нет в те времена, когда жили поэт и философ? Оставим этот вопрос открытым. Без сомнения, жажда ее была сильна во все времена. Это жажда единства и простоты. Острое желание быть единым с Господом и родным ему. Но чтобы это единство могло осуществиться, Господь в те дни, перед своим Вознесением, снова собирал своих учеников, как птица собирает выпавших их гнезда птенцов.  После Тайной Вечери Господом были сказаны горькие слова: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы». (Мф. 26: 31) И вот Он снова  должен вдохновить их. Но не только ангельским присутствием у  пустого гроба делает Он это. Господь посещает своих учеников во всех уголках Палестины, куда забросило их отчаяние. Он проходит сквозь затворенные двери бедной хижины, где они укрылись «страха ради иудейска». Он приходит на берег озера, где в своем рыбацком ремесле желает забыться Петр. Он предваряет их на иудейских дорогах, спешащих уйти из Иерусалима, из этого места крушения их надежд. Холмы Галилеи и дороги Иудеи становятся местом встречи, которая окончательно снимает все вопросы. Гроб забыт и оставлен. Он пуст. Там уже нет смысла искать Христа. Он Сам находит своих. 

Личная встреча с Воскресшим становится личным воскресением каждого. Воскресение Христово есть явление иного бытия. И потому в евангельских описаниях явлений Воскресшего Иисуса ученики не сразу узнают Его.  Момент узнавания зачастую связан с совместной трапезой, что ясно отмечено и в явлении семи ученикам на Тивериадском озере, и в преломлении хлеба с путниками  в Эммаусе. Это прозрачное указание на Таинство Евхаристии как доступного каждому личного общения с Христом. Епископ Кассиан (Безобразов) в своих лекциях по Новому Завету говорит: «Преломлением хлеба в славе Воскресения Иисус «эмаусским» ученикам напомнил чудо насыщения – явление иного бытия в преодолении тварной ограниченности. Иное бытие - в чуде насыщения. Иное бытие – в славе Воскресения и тайне Евхаристии – приобщение иному бытию в предвкушении царства». Первое послеапостольское поколение христиан жило, остро чувствуя присутствие Воскресшего Христа, объединяющего их в единое Тело в совершении Евхаристии. Центром их внимания была Евхаристия. Только здесь они черпают откровения и силы. В апостольских посланиях и творениях древнейших отцов Церкви, живших в первые три века, нигде не говорится о паломничествах ко Гробу Господню.  Архимандрит Зинон (Теодор) в своей книге «Беседы иконописца» говорит, что в первые века христиане вообще не знали поклонения Гробу Господню.  Можно заметить, что и в четвертом веке великий богослов святитель Григорий Нисский отвергал полезность паломничеств по святым местам: «Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе или на горе Масличной, или под памятником Воскресения, — ты столь же далек от принятия Христа в себя, как и тот, кто не исповедовал и начала веры».  Как это похоже на тот побег из Иерусалима, который пресек своим явлением Христос на дороге в Эммаус. От Бога, как и от себя, не убежишь. «Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21) Виднейший философ славянофил Алексей Хомяков в своих сочинениях писал: «Каждый человек находит в Церкви самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе духовного единения с братьями и со Спасителем». Рано или поздно эта встреча должна состояться, и человеку предложено будет сделать окончательный выбор перед лицом Божиим. В Книге пророка Иеремии сказано: «И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти». (Иер. 21:8)  Третьего не дано.  Таким образом встреча со Христом - это принятие благодати и перемена жизни, то есть воскресение. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5:17). 

Начало этого обновления было положено явлениями Воскресшего Господа, но не автоматически,- со стороны человека требовалось отвращение от неправды и обращение к Богу. На дороге в Эммаус ученикам от Господа было предложено рассмотрение событий Страстной Седмицы в свете всей библейской истории. Прежде чем узнать Господа в преломлении хлеба, они отказались от своих ложных представлений о Мессии. В принятии благодати нет насилия. Человек сам участвует в своем преображении. Участие это должно задействовать все сферы его существа.  Личной встрече со Христом предшествует ощутимая работа как духовная, так и интеллектуальная. Интересно в этом ключе мнение известного философа Владимира Соловьева по поводу обращения апостола Павла из гонителя христиан Савла в первоверховного апостола, которое произошло  благодаря явившемуся ему Господу на дороге в Дамаск. В своей книге «Духовные основы жизни» говоря о том, что Благодать действует  только на человека, который внутренне отвращается от зла,  он замечает, что случай обращения Савла нисколько не противоречит этому. «Ибо Савл преследовал христиан не из любви ко злу, а из благочестивой ревности, которая и привлекла действие благодати Христовой». Тем более неудивительно, что Господь терпеливо исправляет и по-новому вдохновляет «ветхую»  веру своих прежних, призванных Им при земной жизни, последователей из числа 12 и 70. В повествовании о явлении ученикам в Эммаусе примечателен еще один эпизод. После долгого разговора в пути, когда Господу буквально пришлось прочитать спутниками полный курс библейской истории и библейского богословия, Господь намерен оставить их и идти дальше. Почему? Ответ прост. Спаситель сделал все, что необходимо для их духовного и нравственного обновления. Продолжить ли это движение вперед зависит от человека. Бог не навязывает себя человеку. Человек должен теперь сам пойти навстречу Богу и удержать Его рядом с собой. Бог ждет его ответного шага. Владимир Соловьев писал: «Вера в Бога, будучи тайным взаимодействием между самим Божеством и человеческою душою, требует прямого участия человеческой воли. Верить в Бога – есть наша нравственная обязанность. Человек может не исполнить своей нравственной обязанности, но тогда он неизбежно теряет своё нравственное достоинство». 

Какие же выводы мы можем сделать из наших размышлений о явлении Воскресшего Господа ученикам? Первое это то, что каждое из этих явлений были именно личной встречей человека и Бога. Встреча эта снимала все противоречия суетных людских умозрений и несла человеку преображающую благодать. Продолжая эту мысль, требуется заметить, для того, чтобы это могло осуществиться, в человеке необходимо наличие духовной жажды. Неудовлетворенность человека земной, житейской и плотской сторонами бытия обуславливает вектор движения ввысь. Вместе с тем для обретения единства с Богом все же будет необходимо постоянное преодоление притяжения земли и плоти. Требуется труд и аскеза. И последнее, что необходимо подчеркнуть, это возможность единения человека и его Спасителя осуществима только в Церкви. Христос - Первосвященник Церкви которую он Сам основал. Он и Глава ее и Основание. Камень «нерукосечный», положенный во главу угла воздвигнутого Им здания. Тесная связь с Ним возможна только в общении с братьями. Ведь затем и собирал Воскресший Спаситель своими явлениями учеников в Иерусалим, чтобы в день Пятидесятницы создать из них Церковь которую и врата адовы не одолеют во веки. 


---
Протоиерей Александр Рябков
2011-10-25

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.