ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Ангельская Иерархия

21 ноября церковь установила празднование в честь Архангела Михаила и всех бесплотных сил.  35 правило Лаодикийского Собора осудило ангелолатрию  как ересь. Но, начиная с 8 века, в Византии уже строятся храмы, посвященные Ангелам. Видимо, правило Собора было направлено на гностические секты и их учения об ангелах как творцах и соправителях мира. Копты установили у себя ежемесячное празднование, посвященное ангелам, православная же церковь избрала девятый месяц от начала года ведущего отсчет от марта, как символ девяти чинов ангельских, и восьмой  день этого месяца, как указание на «день восьмой», когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). 

Но нам интересен глубинный смысл и дидактическое значение той строгой ангельской иерархии, которая вспоминается в этот день. Логично спроецировать этот согласованный порядок на нашу земную жизнь и жизнь Церкви. Это справедливо относится к любому церковному празднованию, ведь каждое календарное событие месяцеслова имеет нравоучительный характер для верующих. Здесь же в четкой структуре ангельского мира мы видим образец устройства Церкви. Дионисий Ареопагит, основываясь на Священном Писании, построил богословскую интерпретацию Церкви Небесной. 

Несмотря на всю условность словесной оболочки, эта концепция дает нам обильную пищу для  размышления. Рациональное зерно здесь в том, что у каждого свой жребий и служение. Низшие ступени ангельских чинов получают знания о Боге от высших. Это вплотную связывает ангелологию с  учением о Церкви. Греческое слово клирос переводится как жребий. Клирики тоже разнятся в церковных должностях и обладают различными дарами. Но никто не в праве превозносится, ибо никто не может существовать друг без друга. Клирики и верные составляют одно тело Церкви. Об этом говорит апостол Павел в послание к коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, по-тому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, по¬тому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние»? (1 Кор. 12-17) 

Иерархия  есть не только способ избежать административного разброда, но и возможность осуществить вполне дело Божие, следуя Христу, основавшему Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь в день Пятидесятницы.  Это единство и многоступенчатость иерархии законно воплощается и в постепенной последовательности духовного роста каждого христианина растущего не сразу, но переходящего по слову апостола «из силы в силу». Немецкий поэт и драматург  Хуго Балль в своем труде о Дионисии Ареопагите и описанной им ангельской иерархии писал: «Совершить восхождение можно только в том случае, если ты признаешь свое собственное несовершенство и недостатки, а не перепрыгиваешь в своем мятежном дерзновении сразу через несколько ступеней». Различные стадии духовного  возрастания прекрасно описал преподобный Иоанн Лествичник оставивший нам свой знаменитый труд «Лествицу»  об этапном восхождении христианина к Богу.
 
Таким образом, вроде бы отвлеченная тема о небесных бесплотных силах имеет общее для всей Церкви богословское значение и оказывает непосредственное влияние на путь личного самосовершенствования христианина. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2011-11-18

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.