ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Обрезание Господне

Литургическое чтение на праздник Обрезания Господня двухсоставное. (Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52) Первая его часть передает прямое описание совершенного над младенцем Христом обряда обрезания. Смысл этого действия в полной мере отражен и в богослужении этого церковного торжества. Содержание богослужебных текстов, говорит нам о том, что «закона Творец законная исполняет». Мессия  принял обрезание, как первое установление Моисеева закона. О необходимости для Спасителя подчиниться закону апостол Павел говорит следующими словами: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». (Гал. 4. 4-5) 

И не столько важно, что принятие обрядовой законности делало Его признанным в среде Израильского народа. Более значима в этом событии мистическая сторона усыновления нас Богу в благодатном даре Святого Духа. Обрезание ко всему еще и подтверждение принятия Христом всей полноты человеческой природы, как доказательство, что Христос не только Истинный Бог, но Истинный Человек.  Не исключено, что праздник Обрезания Господня введен был как ответ Церкви еретикам докетам,  отрицавшим реальность Воплощения. Также мы встаем лицом к лицу перед началом восхождения на Голгофу, в этом ритуальном акте уже проявилось самоуничижение Бога ради нашего Спасения. 

Далее праздничное евангельское зачало повествует нам о детстве Иисуса. В апокрифических текстах в отличие от канонических Евангелий уделяется много внимания периоду взросления Господа. Данные тексты были выведены за рамки церковности в первую очередь благодаря многочисленным  описаниям  совершаемых Богомладенцем  чудес еще до выхода Его на общественное служение, которое имело начало  с Крещения на Иордане и Богоявления. Но чудеса эти носят в полной мере бессмысленный характер, вроде изготовления из глины птиц и последующим их оживлением.  Поддельный характер этих повествований выявляется  наличием слишком сильного элемента человеческого мудрствования. Данные книги чрезвычайно перегружены второстепенными описаниями, лишними для понимания устроения Богом нашего Спасения. Можно привести пример из так называемого «арабского евангелия детства», в нем есть такой эпизод: «Иисус Христос уже говорил, когда Он лежал в колыбели. Он сказал Своей родительнице: «Я Иисус Христос, Божественный Сын, Я – Логос». (Арабское евангелие, глава 1) Неудивительно, что порожденные в еретической среде гностических сект эти писания очень интересовали оккультистов во все времена.

Евангельский же текст предлагает нам только тот материал, который раскрывает подлинный смысл прихода в мир Сына Божьего.  В праздничном чтении о Христе сказано, что он возрастал в премудрости. Здесь речь идет, разумеется, о человеческом развитии ума, сердца и воли, что вполне соответствует православной догматике о подобии Спасителя нам во всем кроме греха. Но очевидно, что развитие это шло не благодаря особой педагогической заботе, а в силу того, что «благодать Божия была на Нем» как сказано в разбираемом нами отрывке. Хотя не подвергается сомнению, что детские и юношеские годы Христа протекали в благочестивой иудейской среде. Святитель Феофилакт Болгарский настаивает, что Христос исполнялся мудростью не по успехам в учении, а открывал в соответствии с возрастом присущую Ему мудрость. Как прекрасно эти слова обличают апокрифические выдумки о говорящем в колыбели младенце Христе. Святой Феофилакт говорит: «Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным».

Далее евангельские строки рассказывают о двенадцатилетнем отроке Христе, ведущем в храме диалог с раввинами. Несомненно, это лишний раз подтверждает, что мудрость Его была не от школьного образования, а свыше. Следуя Евангелию, мы приближаемся к главному. В пространном описании тех напряженных усилий, которые приложили Дева Мария и праведный Иосиф к поиску потерянного чада,  есть ключевой момент. На скорбное восклицание Богородицы: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Сын Божий отвечает:  «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»? Это ответ всем нам, ибо Евангелие обращено в века и ко всем поколениям. Все наши метания без надежды и цели в поисках утраченного рая могут найти завершения только в храме. Только там  нас ждет встреча с нашим Спасителем в молитве и таинствах.  Показательно, что эту смысловую сердцевину в данном литургическом чтении предваряет рассказ о Божественном смирении в принятии обрезания, а завершают слова о следовании Христа за Марией и Иосифом и взрослении Его в повиновении им.  Обрести Бога можно только в смирении сердца, в полной мере подражая Христу. Если душа не знакома с послушанием, она не сможет приблизиться к Богу. Послушание - это то внутреннее обрезание сердца по духу, о котором писал апостол Павел. (Рим. 2. 29)  Вот о чем нам говорят эти несколько стихов из Евангелия и сам праздник Обрезания Господня. 

---
Протоиерей Александр Рябков
2012-01-13

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.