ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Святые Мученики

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. 
В дни памяти святых мучеников обычно за литургией читаются евангельские строки из 10 главы от Матфея. Весь этот евангельский отрывок довольно прозрачен для понимания и не требует особого растолкования. Господь посылает своих учеников на проповедь абсолютно беззащитными перед враждебным миром.  Он не только не дает им в руки оружия для самозащиты, но говорит: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха». Их апостольский труд основан не на земных вещах, а на Благословении Бога и вере в Него.  Обнаженность перед людской злобой станет отличительной чертой христианства на все времена. Если Христос послал учеников, как овец посреди волков, то не нам изменять этот принцип поиском человеческой защиты или покровительства сильных мира сего.  Господь еще раз усилит это наставление, приведя пример голубиной простоты. Будьте бесхитростны, как голуби, но при этом  разумны как змеи. Именно разумны, а не хитры. Мы знаем, что сердце  - орган веры в человеке, но и значение разума не отвергается. Ведь сказано было Всевышним еще Моисею на горе Синай: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим». И апостол Павел укажет на необходимость иметь не только чистое сердце, но и ум Христов. Господь предрекает, что христиан поведут на мучения перед земными владыками, но он не говорит, что надо искать этого мучения. Господь прямо говорит: «Берегитесь людей». Древние христианские писатели также предостерегали от самовольного мученичества, они говорили, что таково подобно самоубийству. В данном случае трезвый ум крайне необходим. Никто по собственному самомнению не выбирает своего поприща, но прислушиваясь к своему сердцу, внимает наставлениям Писания и Предания. Иначе, строя на самости своей, а не на Боге, обретем лишь печальное разочарование. Но Господь предвосхищает и возможное упование на наши умственные способности. Он говорит: « Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Да и не в словах только свидетельство. Само мучение - уже свидетельство, по слову Спасителя. Мы можем задаться вопросом о нем. О чем же  это свидетельство? В чем оно заключается? Подвиг мученика не только в том, что он терпит страдания, но и  в том, что лишения, страдания и смерть не могут разлучить его с Богом. Он благовестит миру о высшей ценности вечной жизни, от которой он не откажется ради благ земного и временного пребывания в плотских удовольствиях. Пройдет немного времени от первых веков христианства, обагренных кровью мучеников, и в Церкви появится бескровное мученичество – монашество. Оно, пребывая в конечном мире, также как мученичество свидетельствует людям о грядущем бесконечном пребывании с Богом. Слова о вражде людей к своим близким, которые исповедуют христианство, являются самой первой и поверхностной иллюстрацией слов Господа: «Враги человеку - домашние его». Примеров этих трагедий бесконечное множество, как в древних житиях, так и в описаниях подвигов новомучеников и исповедников российских. Господь говорит ученикам: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». В чем же причина этой ненависти? Блез Паскаль сказал, что если бы теоремы геометрии касались бы нравственности как христианство, тогда геометрия бы была ненавидима, как и оно. Мы со всех сторон слышим утверждения, что якобы и без вашего Христа можно быть нравственными и добрыми. Но с какой ненавистью подчас это провозглашается. Мы слышим, что наука и прогресс сделают людей более нравственными. Но западные мыслители, такие, как Макс Вебер и Карл Поппер, утверждают, что наука не в состоянии решать этические проблемы. Многим это, видимо, до сих пор не понятно. Мораль, оторванная от  абсолютного источника, очень легко трансформируется. Моральные решения это дело человеческой ответственности. Но перед кем? Ответственность только перед нацией, страной, партией или социальным классом ограничивает эту ответственность или прямо снимает ее с повестки дня.  Вот поэтому христианство и ненавидимо. И не только за нравственную проповедь, но за провозглашение подчинения самой нравственности Богу. Это огромное препятствие на пути социальных, политический и даже религиозных утопий, основанных на материальных предпосылках всемирного господства, которым необходимо постоянно рекрутировать в свои ряды расходный человеческий материал.  За всеми этими идолами, разумеется,  стоит враг рода человеческого, который и сеет вражду против Церкви и христиан. Но наш Спаситель укрепляет нас, в том числе и словами: «Претерпевший же до конца спасется». Аминь.  

---
Протоиерей Александр Рябков
2012-01-16

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.