Смотреть всю колонку
Крещение. Сочельник. Евангелие от Луки. 9 зачало. III. 1-18.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Любой из двенадцати великих праздников в Церкви имеет богослужебное предварение. Такие значимые праздники как Рождество и Богоявление кроме этого имеют предвосхищающие их дни строгого поста, называемые сочельниками. В этот день празднуемое событие уже на пороге, оно как бы постепенно вступает в силу. Приближение праздника идет по нарастающей. В Крещенский Сочельник евангельское чтение прерывается перед повествованием о самом Крещении Господнем, но в полной мере рассказывает о том, что ему предшествовало. Это отличительная черта преддверия: кульминация впереди, но все для нее уже готово. Надо только в некотором смысле понять условия, при которых торжество станет не просто календарной датой, но и действительным вторжением иного бытия в жизнь каждого, кто празднует это событие.
Евангельский текст, положенный для чтения за Литургией в этот день, содержит буквально по пунктам необходимые требования для принятия Христа своим личным Спасителем. Вышедший на проповедь покаяния Предтеча словами пророка Исаии призывает выпрямить путь для прихода Мессии. Речь конечно о нашей душе, разуме и сердце. Хотя этот текст и имеет исторической основой возвращение народа израильского из плена, но выражение «глас вопиющего в пустыне» указывает на служение Крестителя. Конечно, тогда народ еврейский, возвратясь домой, обрел свою родину в виде опустошенных руин, но это не исключает вопроса о том, кому адресован был этот глас вопиющего. Недаром эта фраза стала поговоркой в обиходной речи вплоть до наших времен. Креститель и его воззвание хоть и обретало слушателей, но упиралось в перегородки, которые выстроены были в сознании людей. О необходимости исключить эти барьеры на пути прихода Господа, и говорит Пророк и Предтеча Господа Иоанн. Что это за препятствия? Горы и холмы, которые должны понизиться, - это человеческая гордыня. Долы, которые должны наполниться, - это наше нравственное несовершенство. Кривизна, которая должна исправиться, - это наше лукавство и двоедушие.
Но мало только осознать неровности своей души. Иоанн говорит о плодах покаяния, которые не созревают по причине самодовольства. Обличительное его слово разрушает все мнимые надежды фарисеев и книжников. Бог может сделать сынов Авраама из камней. Здесь игра арамейских слов «банайя» и «абнайя», сыновья и камни, как бы доносят до нас речь самого пламенного пустынника. Замечательно, что эта проповедь не только расширения границ избранного народа, но и начало христианской нравственности. Сам Иоанн, избранный Церковью как пример монашеской жизни, произнес проповедь смирения как исключительное правило для плодотворной жизни духа. А заповеди, основанные на этом фундаменте, просты и понятны. Это еще лишний раз подтверждает, что не только монахам должно жить свято, но и всем, кто принял на себя имя христианина. Иоанн Креститель не настаивает на отшельничестве для всех, каждый на своем месте может и должен, очистившись покаянием, вести праведную жизнь. Все без исключения способны поделиться избытком с неимущим. Это еще провозглашено древними пророками, которые говорили о превосходстве милосердия над обрядовостью. Для Бога, в отличие от людей, нет изгоев и отверженных. Даже мытари не несут осуждения за свою работу на службе у римлян. Им предписывается лишь быть честными в своей деятельности сборщиков налогов. Даже такая профессия как военный не получает отрицательной оценки в словах святого. Ведь известно, что древняя церковь в устах отцов и учителей отвергала возможность для христианина служение в римских войсках. В ответе войнам звучит лишь предостережение от искушения принять власть и ношение оружия как повод для неправедного обогащения и разгула страстей. Заповедь не клеветать экзегетами толкуется не только как отвержение лжесвидетельства, но и избегание доносов. Исполнение долга свято, но оно не перечеркивает в человеке милосердия. Предписанная важность довольства своим жалованием знак того, что настоящее служение не может быть основано только на личной выгоде. Труд не за страх или плату, а за совесть, как будто самому Богу, отличительная черта христианина во все времена. Речь идет о том, с чего мы начали свое размышление. Послушание, - это самое яркое проявление смирения. Отнюдь не случайно бывший римский солдат, египтянин Пахомий, основал первый общежительный монастырь по образу военного лагеря и ввел почти солдатский устав повиновения настоятелю. Каждый христианин - воин Христов, давший присягу Царю Небесному. Его служение - борьба с тьмой, созидая свое спасение, он спасет мир.
Праздник Богоявления или Крещения сопряжен с водной стихией. Вода освящается, - из разрушительной силы, способной губить все на своем пути, она становится силой очистительной и подающей жизнь. Мы еще раз переживаем осмысление нашего рождения в вечность через крещальную купель, ощущая очистительную радость от окропления святой водой. Но внешним символам обновления, дабы они привели нас к глубокому внутреннему результату, должно предшествовать внимательное осмысление своего места в Церкви. Может быть из сына «отца всех верующих Авраама» я стал камнем преткновения на пути желающих «узреть спасение Божие» и «деревом, не приносящим доброго плода». Иногда бывает очень трудно признаться себе в этом, но пророк прямо говорит, что Христос будет нас крестить Духом и огнем. Яркие брызги крещенской воды должны лечь не на оскверненную землю нашей души, но на очищенную огнем покаяния пажить, готовую для Христова сева, который должен принести плод сторицей. Аминь.
--- Протоиерей Александр Рябков 2012-01-18
|