ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Смотреть всю колонку


Праздники

Вступительное слово

 

Смотреть всю колонку

Сретенье.

Перед самым Великим Постом или в самом его начале Церковь совершает празднование Сретенья Господня. Пост  -  всегда встреча с Богом, с самим собой и с вечностью,  к которой мы стремимся. Пост – возвращение смысла нашей жизни. И потому очень важно обратить пристальное внимание на этот зимний праздник. 

Сретенье – это встреча. Любая встреча никогда не оставляет нас равнодушными. При любом знакомстве мы отдаем часть себя и принимаем нечто от другого человека.  Так или иначе, но мы претерпеваем изменения. Разумеется, встреча с Богом тем более не может оставить нашу жизнь прежней. Это знакомство с Богом может совершиться и в детстве. Ведь новорожденный в той или иной мере познает мир, который первоначально для него заключается в родителях. В этот ранний период у ребенка  с  ними складываются отношения на всю жизнь. Почему же и с Богом, к Которому принесут родители свое чадо, не могут сложиться отношения в самом младенчестве?  Конечно, могут, если это знакомство будет продолжено. Ведь и вполне взрослый человек, принявший Христа, может отойти от Него в течение своей жизни. И никакая образованность и начитанность в духовной литературе сама по себе не предохраняет от нравственных перемен. Встреча должна нести продолжение, только в этом залог возрастания. 

Что же несет нам встреча с Богом и принятие Его своим Спасителем? Сопоставление себя с всеобъемлющей правдой Евангелия и с Тем, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. Человек осознает, как далека его жизнь от святости Бога. Только перед лицом Спасителя и благодаря Его проповеди  человек осознает, насколько он сам, по словам Иосифа Бродского, « меньше самого себя». Христос открывает каждому духовный простор и выводит пленных на свободу, вдохновляет нас на преображение жизни. Преображение жизни преображает и смерть. В жизни христианина появляется благодатное отношение к смерти. Это мы видим в лице праведного Симеона. Его шествие в смерть после встречи со Христом уже свободно от обреченности  и наполнено упования. На мой взгляд, только христианское упование, которое легло в основу всей европейской культуры, позволило американскому поэту Уоллесу Стивенсу написать: «Смерть — матерь красоты. Она одна дарует исполненье всем стремленьям и снам».

При этом сегодня мы видим потерю этого духовного фундамента. Болезнь и смерть присуща человеку. Они вошли с грехопадением в его жизнь. Но приход Христа изменил их. Они перестали быть путем в небытие, тартар  и царство теней. Но, потеряв Христа, теряется и христианское отношение к смерти. Благодаря этому  пышным цветом расцветают практики обновления телесной жизни, которые  обещают возврат человека к естественному состоянию, в котором он никогда и не пребывал с грехопадения Адама и Евы. Популярны не христианские апостолы, а апологеты сыроядения, бега трусцой и прочих оздоровительных практик. Но смерть отнюдь не побеждается и даже не всегда отдаляется, а, наоборот, входит снова в свои права, которые отняты были у нее Христом, победившим ее своей смертью. Все эти человеческие усилия приводят  лишь к утрате, - не только Образа Божия, но и  человечности. Чем еще можно объяснить широкую проповедь эвтаназии, если не этой потерей христианского смысла смерти? 

Христианин перед лицом смерти стоит не у «мрачной бездны на краю». Он не ищет упоения риском, как, опять же, свойственно внецерковному сознанию. Христианин, имея «память смертную», не только полон ожидания, но и благодарности  за все земное, ведь  христианское понимание смерти освящает жизнь, и делает ее восхождением в вечность.    

---
Протоиерей Александр Рябков
2012-02-14

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2023г.