ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Воскресение Христово (Пасха)

Святая Православная Церковь воспоминает различные события, связанные с жизнью нашего спасителя Господа Иисуса Христа. Но из всех этих событий наибольшее значение для нас праздник Святой Пасхи, который Церковь особенно торжественно отмечает. Этот праздник как бы возвышается над всеми другими празднуемыми событиями. Если вся жизнь Господа Иисуса Христа есть предуготовление к славному Христову Воскресению, то само Воскресение Христово есть непосредственное осуществление Жизни над смертью. Потому Церковь воспевает славное Христово Воскресение как "праздников праздник и торжество есть торжеств".

Для того, чтобы понять значение празднуемого события, необходимо обратиться к истокам Священной Истории. Из Божественного Откровения нам известно, что Сам Господь Бог создал человека по образу Своему (Быт.1,27), то есть Господь Бог отобразил в человеке Свои благодатные совершенства, насколько тварная природа могла их принять. Сам Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2,7). Таким образом Господь Бог даровал человеку величайшее сокровище, которое заключается в полноте жизни, как благодатно духовной, состоящей в постоянном Богообщении, так и физической, ибо человек мог бы не умереть, если бы не согрешил. Задача человека заключалась в том, чтобы преумножить данные Богом благодатные дарования, стать святым и уже непоколебимым в Богообщении. Для того чтобы человек совершенствовался в Богообщении и обрёл навык послушания Богу, ему дана была заповедь запрещающая вкушать плоды от древа познания добра и зла (Быт.2,17). При этом Господь Бог предупредил Адама, что в случае преступления заповеди он умрёт смертью.

Но человек не послушал Бога, совершил преступление против данной ему заповеди, и потому отпал от своего Благодетеля. Правда, первые люди ослушались Бога под влиянием змея-искусителя, который посредством обещаний ввёл их в заблуждение, но совершили это преступление они лично сами, а потому должны были понести всю тягость наказания. Так как Господь Бог предупредил людей, что в случае вкушения от запрещённого древа они умрут смертью, то после того, как первые люди совершили преступление, они действительно подверглись наказанию. Не случайно Господь Бог дважды упомянул о смерти - смертью умрете, потому что после вкушения, как говорит Иоанн Златоуст, они подверглись двойной смерти. Во-первых, сразу же после вкушения они умерли духовно, ибо лишились Богообщения, отпали от Источника Жизни. Это выразилось в том, что они лишились облекавшей их благодати, и увидели себя обнажёнными от неё. Так лишившись зрения духовного, у них открылось зрение плотское. Во-вторых, отпадение от Источника Жизни привело к тому, что все их жизненные человеческие силы оскудели. Ум впал в неведение Бога, утратил духовную созерцательную способность, потерял мудрость, стал подвержен различным заблуждениям. Разум помрачился безрассудством, стал путать добро и зло, благом стал считать временные, тварные вещи. Пожелательная и раздражительная силы превратились в похоть и гнев, люди стали самолюбивы и сластолюбивы. Тело стало смертным и тленным, появились различные страсти, которые воздействуя на ум, стали склонять его к греху. Вообще, вся иерархия духовных ценностей оказалась перевёрнутой. Дух или ум, отрешённый от созерцания Бога, попал в рабство к неразумным силам души, а сама душа оказалась в подчинении прихотям плоти. Так как человек стал обладать такой повреждённой природой, то потому и в личном плане он оказался предрасположенным к злу, а вследствие этого, удобопреклонным к греху. Кроме того, так как человек послушал дьявола и исполнил его совет, то сам оказался в его власти. Таким образом, лишившись истинной жизни, человек оказался во власти духовной и телесной смерти.

Отцы церкви отмечают, что сам по себе человек не мог избавиться от такого греховного состояния, не мог вернуть себе полноту жизни, потому что источник жизни был вне человека. Таким Источником Жизни был Сам Бог. Спасение нашей человеческой природы возможно было только при условии, что Сам Бог воспримет нашу природу, исцелит её от смертоносной раны, искупит её от греха, власти дьявола и двоякой смерти.

И действительно, Господь Бог проявил великую милость к подшему роду человеческому. Для этого Он послал в мир Своего единородного Сына, Который воспринял нашу смертную и тленную природу и стал истинным Человеком. Посредством восприятия нашей природы, Сын Божий исцелил её от духовной смерти, обогатив нашу природу Своей благодатной силой, то есть, обожил её. Кроме того, Он взял на Себя наш долг, то есть нашу смертную природу, и хотя Сам не был должником смерти, Он добровольно платит этот долг, то есть умирает, проливая ради нашего спасения Свою жизненосную Кровь. При этом Его Душа разлучается с Телом.

Именно в это время произошла первая победа Христа над смертью и дьяволом. Ибо когда Его живоносное Тело лежало во гробе, а иудеи радовались, что им удалось расправиться с тем Праведником, Который обличал их беззакония, тогда живоносная Душа Господа Иисуса Христа сошла во ад. Ад, приняв Душу Самого Сына Божия, сам оказался поражённым блистанием Его Божества, сатана и его слуги сами себя как бы связали Его Божественной силой. Таким образом наш Спаситель нанёс сокрушительное поражение смерти и дьяволу. Этот момент победы Христа над адом изображается на иконах "Сошествие Христа во ад". В центре изображается Победитель ада Иисус Христос в сияющей Славе Своего Божества. Ад представлен в виде разгромленной крепости, его врата взломаны и повержены, запоры и петли, державшие врата, разбросаны по сторонам. Христос, как Победитель, выводит узников ада из плена. Прежде всего Он выводит наших прародителей, протягивая им Свои Божественные руки, а за ними следует сонм ветхозаветных праведников. Спаситель ведёт всех их в новый рай, в Царство Божие, которое вновь стало доступно для человечество. Эта победа распространяется на всех праведников умерших до Христова Воскресения.

Но на этом победа Господа над смертью не завершается. Самым величественным моментом этой победы является то, когда Сын Божий, будучи Источником Жизни, уплатив долг смерти, возвращает нашему человеческому естеству полноту жизни, Его Душа вновь соединяется с телом лежащем во гробе, и Он восстаёт из гроба во всей полноте Богочеловеческой жизни. Это восстание Христа из гроба мы называем Воскресением Христовым, и торжественно празднуем как победу Жизни над смертью.

Этот праздник именуется так же Пасхой. Это слово взято из еврейского языка и обозначает "прохождение". Ветхозаветная пасха связана с воспоминанием освобождением еврейского народа из египетского плена. Тогда, по повелению Божию, каждая еврейская семья должна была заколоть беспорочного ягнёнка, и его кровью помазать косяки дверей своего дома, а самих ягнят съесть, чтобы подкрепиться перед дальней дорогой. Когда они всё это сделали, то ангел смерти проходил мимо домов евреев, но заходил в дома египтян и поражал смертью их первенцев. Таким образом кровь жертвенного агнца сохранила жизнь первенцам еврейским. А после того, как евреи вышли из египетского плена и подошли к Чермному (Красному) морю, Моисей ударил жезлом по воде, и воды моря расступились, что позволило евреям пройти по сухому дну моря и благополучно достичь противоположного берега. Но когда египтяне погнались за евреями по дну моря, то море вновь заняло свои пределы и потопило египтян. Здесь мы опять-таки видим избавление богоизбранного народа от смерти и сохранение их жизни.

Все эти Ветхозаветные события являются прообразами того, что совершил для нас Христос. Ибо и Он, после смертных страданий оказался в плену смерти, но преодолев её власть Своей живоносной силой, перешёл от смерти к полноценной жизни. А потому Церковь воспевает "от смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе".

Евреи называли пасхой не только событие избавления избранного народа от египетского рабства, но и самого жертвенного агнца. И Православные христиане называют Пасхой как само событие Воскресения Христова, так и Самого Христа Спасителя. Ибо Он является для нас жертвенным Агнцем, Который ради нашего спасения закалается, и Его Тело и Кровь становятся для нас ценой искупления, посредством Которых мы приобщаемся к Самому Иисусу Христу, как к неисчерпаемому Источнику благодатной Жизни. Именно так воспевает Христа Святая Церковь: "Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира".

Особенно ясно смысл празднуемого события раскрывается в тропаре: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". То есть, Христос добровольно умер за нас, но будучи Источником Жизни, О Своею смертью преодолевает всеобщий закон смерти, и восстаёт из гроба в полноте Своей Богочеловеческой Жизни. Это попрание или упразднение закона смерти, и введение за место него закона воскресения или жизни, касается всего рода человеческого. Ибо после Воскресения Христова все умершие люди восстанут из своих гробов, потому что их души вновь возвратятся в свои тела, и они обретут полноту человеческой жизни. Но это произойдёт при Втором пришествии Христовом, когда все мёртвые оживут и восстанут из гробов, для того, чтобы предстать пред Богом на страшном и окончательном Суде, и дать отчёт в прожитой жизни. Так человек сможет избавиться от физической смерти. А от духовной смерти человек избавляется в таинстве крещения, когда он трижды погружается в воду, во образ тридневного пребывания Христа во гробе, и таким образом умирает для прежней греховной жизни, после чего выходит из купели, во образ воскресения \Христова, и тем самым обретает истинную духовную жизнь во Христе.

В слове на Святую Пасху святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что после Воскресения Христова смерть утратила власть над человеческой природой: "Никтоже да убоится смерти, свободи ибо нас Спасова смерть". Христово Воскресение сообщает силу воскресения всему человеческому роду: "Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе". Но если физически воскреснут все люди, то духовно воскреснут только те, кто будет иметь истинную Православную веру, сохранять чистоту Православного вероучения, и будет жить по вере. К таким людям относятся слова святителя: "Где твое смерти жало? Где твоя, аде, победа?.. Воскресе Христос, и Жизнь жительствует". Как Адам умер двойной смертью, то есть духовной и телесной, так и каждый Православный христианин должен воскреснуть для двойной жизни, то есть духовной, в таинстве крещения, и телесной, при всеобщем воскресении.

Потому Церковь особенно торжественно празднует день Воскресения Христова, ибо Христос ради нашего спасения родился, умер и воскрес, и тем самым открыл нам путь к всеобщему воскресению, дал возможность нам приобщиться к вечной жизни во Христе. И все мы радостно воспеваем в этот день: "Христос бо воста, веселие вечное".

---
Протоиерей Вениамин Горшков. Выпускник СПбДА (ЛДА).

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.