ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Преполовение Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы после Пасхи празднуется Преполовение Пятидесятницы. Название праздника - Преполовение - означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя (Ин. 7: 14-36), когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре (молитвословии) праздника Преполовения.

Преполовение святой Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Первые упоминания о данном празднике мы встречаем уже во времена святителя Иоанна Златоуста (IV в.). В V в. Анатолий Константинопольский, а в VII в. прп. Андрей Критский, в VIII св. Иоанн Дамаскин, в IX пр. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и доныне святая Церковь восхваляет Господа в этот праздник. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. "Просветившеся братиевоскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа;" "Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии."

Необходимо обратить внимание на то, что праздник Кущей (о котором упоминается в евангельском повествовании) был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды, которое было знамением возлияния Святого Духа. В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, "дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?" (Ин. 7: 15). "Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?" (Ин. 7: 31). "Многие говорили" об Иисусе Христе: "Он точно пророк" (Ин. 7: 40). "Другие говорили: это Христос" (Ин. 7: 41). Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо "в последний день праздника", во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, "Которого имели принять верующие в Иисуса Христа" (Ин. 7: 37-39).

Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа. По примеру Церкви ветхозаветной а также вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, "подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость", наша Церковь установила в этот день исхождение из храмов крестным ходом на водные источники, для малого освящения воды, для испрашивания у Господа утоления жаждущих душ водами благочестия ("кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7: 37)).

Богослужение Праздника:

Тропарь, гл. 8. Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, гл. 4. Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; теммже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

Накануне Преполовения совершается отдельно от утрени великая вечерня. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не "Блажен муж," как обычно на великой вечерне), но положены: вход (прокимен же - дня), три паремии, ектения: "Рцем вси," и проч., как на великой вечерне (стихиры Пасхи не поются). На малом повечерии поются стихиры и канон рядового святого (вспоминаемого в день Преполовения) и, вместо обычных тропарей и проч. песнопений, положен один кондак праздника Преполовения. На полунощнице, вместо обычных тропарей, кондака и богородичнов, "по 1-м Трисвятом глаголем тропарь," а "по 2-м Трисвятом кондак праздника" Преполовения.

На утрене, совершаемой в самый день Преполовения, полиелея не положено (хотя накануне и совершалась великая вечерня), а только поется великое славословие; канонов положено два - и оба праздника Преполовения. Первый канон преподобного Феофана Исповедника, второй преподобного Андрея Критского. В своём каноне преподобный Феофан с большой твердостью и дерзновением свидетельствует о Христе как о Том, Кто есть начало и конец и преполовение всего сущего в мире, находя для этой мысли прекрасное словесное выражение. Преполовение всех и конец имеяй, и начала яко безначален обдержай,- пишет святой муж,- стал ecи посреде вопия: Божественных, богомудрии, приидите даров насладитеся. Этим тропарем преподобный Феофан таинственно означает суть самого праздника Преполовения. В этом каноне, растворяя свое часто суровое сердце, песнописец именует Христа праздником, ходатаем, премудростью, избавлением и т. п. Праздник бо радостный спасаемых ecи,- пишет он,- и спасения нашего ходатай. Премудрость, правда, Господи, и избавление у Бога Ты был ecи нам,- свидетельствует святой ниже,- от земли к небесной преводя высоте. Дальше преподобный песнописец говорит о Христе как об источнике вод животворных: Вод животворных источники отверзл ecи Церкви,- пишет он,- аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия, Блаже. Здесь преподобный Феофан дает своему исповеданию Христа очень сильный художественный образ: человеческая жажда и животворные Божественные воды объединены воедино, и потому слова эти принимаются душою, глубоко печатлеются в ней и запоминаются. Ниже гимнограф возвращается к уже изложенному с тем, чтобы определить и духовное значение праздника для человека. Воистинну священное настоящее торжество Преполовение: превеликих бо праздников корень, и светится обоюду,- утверждает он и наставляет: Божественных праздников преполовения достигше, совершенною божественною добродетелию обучитися потщимся, богомудрии. Этою же глубоко запавшею в его сердце мыслью преподобный Феофан и кончает свой канон на Преполовение. Новому и чистому жительству от Христа научившеся,- читаем в 9-й песни канона,- сие даже до конца сохранити полезно ecи потщимся.

Ирмосы поются 1-го канона, поются по дважды; катавасия - ирмосы 2-го канона: "Море огустил еси;" на 9-й песне "Честнейшая не стихословится," но прямо поется ирмос, дважды; в конце канона - ирмос 9-и песни: "Чужде матерем девство" ("Достойно" не поется).

На Литургии вместо "Достойно" поется не "Светися светися," а ирмос: "Чужде матерем;" "в прочия же дни (попразднств Преполовения) поем: Светися, и до отдания" (Преполовения).

Преполовение празднуется 8 дней; начиная от среды 4-й и кончая (не исключая и воскресенья) средой 5-й седмицы (предпразднства этот праздник не имеет).

На иконе "Преполовение" мы видим Иисуса Христа в юном возрасте, но поучающего старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Её покрывает на всю высоту красный плат - символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы - зелёный - символ обновления жизни".

---
Диакон Михаил Лунев. Выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.