ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Вознесение Господне

Тропарь:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак:

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.

Само событие Вознесения Господа Иисуса Христа отражено в Священном Писании. Наиболее подробно оно представлено у евангелиста Луки (Лк. 24: 50-52) и в Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9-11), так же есть упоминание о нём и у евангелиста Марка (Мк. 16: 19).

Спаситель неоднократно являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, для уверения их в истинности происшедшего чуда - Его телесного Воскресения. Подготавливал их к принятию Духа Святаго, и укреплял в вере для дальнейшего их служения. Явившись в очередной раз Своим ученикам, Он повелел им находиться в Иерусалиме, где и ожидать обещанного от Отца. После чего привёл их на гору Елеонскую, благословил их и в этот момент начал от них отдаляться, возносясь на небо, пока облако не скрыло Его от их взора. Вознесение Спасителя совершилось в сороковой день после Его Воскресения. Вознесением завершается видимое земное присутствие Спасителя, однако Он невидимо и ныне пребывает на земле Своим вездесущим Божеством и в великом таинстве Евхаристии.

Православная Церковь придаёт огромное значение этому событию (это подтверждает и большое количество храмов названных в честь Вознесения), и празднует его на сороковой день после Светлого Христова Воскресения. Этот день всегда выпадает на четверг шестой седмицы по Пасхе, и является Двунадесятым праздником. Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание - в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

Место, на котором произошло Вознесение, почитается христианами до сего дня, и каждый год в день Вознесения там проходит торжественное богослужение. Елеонская гора (или Масличная - поскольку с древнейших времён была засажена маслинами и оливками) находится напротив восточной стены старого города Иерусалима. Елеонская гора является самой высокой в пределах Иерусалима. Самая высокая точка этой горы находится в 826 метрах над уровнем моря. Гора имеет три вершины, на одной из которых (южной - 816 м) расположен русский Вознесенский монастырь принадлежащий РПЦЗ. На месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола - молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения. В часовне находится камень с отпечатком стопы Спасителя (часовня принадлежит мусульманам).

Очень многое связывает нас с этой горой. О ней существуют неоднократные упоминания ещё в Ветхом Завете. И, конечно же, из Священного писания Нового Завета мы видим, что Спаситель часто посещал эту гору.

Упоминания о важности события Вознесения мы можем увидеть с самых ранних периодов церковной истории. Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Так, например, упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются в различных письменных источниках, это и "Апостольские постановления" (ок. 380 г), у святителя Григория Нисского ( ок. 335 - после 394 гг), и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста (347 - 14 сентября 407 гг), а так же у блаженного Августина (354 - 430 гг). Известны записки паломницы Сильвии Аквитанки (Эгерии), которая посещала Иерусалим в конце IV века, в которых она уже упоминает празднование "40-го дня после Пасхи" (есть некоторые предположения, что изначально слова Вознесение в названии праздника не было, а праздновался он именно, как "40-й день после Пасхи", в который и отмечалось само событие Вознесения).

Однако, изначально, празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день. Но источники V века уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник - на сороковой день после Пасхи.

Самое древнее известное изображение события Вознесения датируется 400 годом. Это так называемый Бамбергский аворий - резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене, а так же рельеф на деревянных дверях (ок. 430 г) церкви Санта - Сабина в Риме.

Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным (ок. 675 - ок. 753 гг) и св. Иосифом Песнопевцем (конец 8 в. - 833 г). Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу (конец 5 в. - около 560 г) .

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Значение Вознесения сравнимо со значением Рождества Христова - родившись среди людей, Богочеловек возвысил человеческую природу своим снисхождением. Поднявшись же на небо, еще больше возвысил ее своим восхождением.

---
Иерей Роман Прыгунков.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.