ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
День Святой Троицы

Тропарь:

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак:

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, негда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

День Святой Троицы или как ещё его называют - Пятидесятницы в Православной Церкви празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи. И является двунадесятым праздником.

Само это событие описывается в "Деяниях Святых апостолов". На десятый день после Вознесения Спасителя, апостолы, находились по Его указанию в Иерусалиме, в Сионской горнице, пребывая в постоянной молитве. Как вдруг, в девятом часу утра (по нашему времяопределению) послышался сильный шум, который наполнил весь дом и был слышен и за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. В этот момент апостолы исполнились благодати Духа Святаго - утешителя, который был им обещан Спасителем. Между тем шум в горнице привлёк туда множество иудеев. Именно оттуда апостолы начинают свою активную проповедь, поражая иудеев её неожиданностью и необычайностью. Никто не ожидал от малограмотных учеников Христовых такой силы слова, да ещё и каждому слушавшему, проповедь слышалась на его родном языке. В тот день во Христа уверовало около трёх тысяч человек.

Хоть евангелист и не упоминает присутствия Богородицы в Сионской горнице среди апостолов, в момент схождения Святаго Духа, однако придание нам указывает на Её присутствие там и получение Ей полноты Благодати. По этому поводу святитель Иннокентий (Борисов) пишет: "Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать Та, что зачала и родила через Его посредство?". Поэтому, с XVII века прочно закрепилась практика изображения на иконе "Пятидесятница" - Богородицы среди апостолов. Древнейшие иконописные изображения события Пятидесятницы относятся к IV в.

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя - Духа Святого. Сошествием Святого Духа было утверждено новое священство, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Считается, что праздник Пятидесятницы был установлен самими апостолами. Изначально Пятидесятница праздновалась одновременно с Пасхой, как два тесно связанных духовных события. Однако, по некоторым свидетельствам к III веку, Пятидесятница уже сформировалась в отдельный праздник. В "Постановлениях Апостольских" (ок. 380 г.), уже конкретно упоминается о Пятидесятнице, как об отдельном празднике: "И спустя десять дней после Вознесения, то есть в пятидесятый день от первого дня ЯХВЕ, да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Исус послал на нас дар Святого Духа…". С IV-го же века упоминания о праздновании Пятидесятницы становятся не просто частыми, но до нас уже и дошли и проповеди на этот праздник, и описания его празднования. В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Самый же древнейший известный нам чин Богослужения на Пятидесятницу (Иерусалимский) датируется VII веком. В VIII веке Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. Наш современный чин Богослужения в День Святой Троицы сложился около XI-XIII вв.

Помещение Сионской горницы сохранилось и до наших дней, хоть она за свою историю неоднократно переходила из рук в руки (то к христианам, то к мусульманам, то к евреям).

В праздник Троицы дома и Храмы принято украшать ветками, травой и цветами, т. к. зелень и цветы символизируют жизнь. Исторически сложилось, что для украшения Храмов и домов преимущественно используют берёзу.

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

---
Иерей Роман Прыгунков. Выпускник Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.