ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

Каждый раз, когда мы открываем страницы Нового Завета, наш духовный взор невольно обращает внимание на особенную ревность святых Апостолов Петра и Павла в деле благовествования Евангелия.

Священное Писание со всей отчётливостью показывает нам плодотворность и духовную значимость их христианской миссии. Именно на крепости веры апостола Петра Господь Иисус Христос утвердил свою Церковь, которой не страшны даже врата ада (Мф. 16, 18), а апостол Павел сам свидетельствовал о том, что он больше всех потрудился в стремлении донести до язычников Слово Божие (1 Кор. 15, 10). Таким образом, для каждого христианина несомненную ценность представляет то богооткровенное наследие, которое запечатлелось в апостольских посланиях этих богопросвещённых мужей.

1. Святой апостол Пётр и его соборные послания.

Как известно, канон Нового Завета включил богооткровенные писания апостола Петра в раздел так называемых «соборных посланий». К ним принадлежат следующие семь посланий: одно апостола Иакова, два Петра (рассматриваемые в этой главе), три Иоанна и одно Иуды. Откуда произошло это наименование точно неизвестно, но впервые мы встречаем термин «соборное послание» у писателя 2-го века Аполлония в контексте его полемики с монтанистом Фемизоном, который, согласно Аполлонию, осмелился подобно апостолам написать соборное послание. Со времени Евсевия Кесарийского стало известно семь посланий «соборных» в смысле их общности с прочими писаниями Нового Завета, которые читались в церковных общинах. Таким образом, эти послания являют собой писания соборного назначения, адресованные христианам окружных Церквей Малой Азии.

2. Первое соборное послание апостола Петра.

Святой апостол Пётр, согласно свидетельству святоотеческого предания (св. Климент Римский, Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский и др.) является бесспорным автором своего 1-го послания. В пользу этого также говорит само послание в своих внутренних характерных признаках, к которым можно отнести в первую очередь то, что автор послания пишет, как «свидетель страданий Христовых» (1 Петр. 5, 1). Сам тон послания во многих местах, особенно в увещаниях и предостережениях, соответствует горячности, которая согласно Новозаветным текстам, так ярко характеризует личность апостола Петра.

Местом написания первого соборного послания принято считать Рим. Сюда апостол Павел дважды являлся с проповедью и во время второго пребывания написал своё послание где-то между 62 и 63 годами.

Согласно тексту послания (1 Петр. 1, 6-7) положение малоазийских церквей представляется состоянием страдания, скорби и вытекающего отсюда разочарования в ценности христианства. Видимо общины этих церквей считали, что христианство, как откровение новой жизни должно было разрешить все жизненные вопросы и проблемы и вместе с этим уничтожить страдания, даровав «спасение» своим последователям уже здесь на земле. Но действительность их обманула, т. к новое учение принесло не уменьшение страданий, а новые скорби и испытания. Поэтому целью написания 1-го послания было стремление апостола Петра убедить колеблющихся новообращённых христиан в том, что они действительно посредством веры «силою Божиею» (1 Петр. 1, 5) направляются ко спасению во Христе. Необходимо только трезвиться, бодрствовать и уповать на «подаваемую благодать» (1 Петр. 1, 13).

3. Обзор некоторых богословских тем первого послания св. апостола Петра.

В своём послании св. апостол Пётр указывает христианам нормы жизни, соответствующие истине благовестия Господа Иисуса Христа. Первое соборное послание по своей сути учительное и представляет собой ряд наставлений, касающихся жизни последователей Христа в связи с их положением в языческом мире. Апостол Пётр стремится показать, что основным оживляющим чувством жизни христианина является надежда, имеющая своё основание в явленном Господом Иисусом Христом искуплении человеческого рода от греха, проклятия и смерти. Таким образом, первое послание святого апостола Петра посвящено изложению и раскрытию нравственных истин и практических сторон христианской жизни.

Одной из важных тем 1-го соборного послания является стремления апостола Петра донести до своих читателей понимание той глубокой причины, которая является большим препятствием на пути познания Бога и Его Воли. Суть этой причины заключается в неведении (1 Петр. 1, 14), которое делает человека рабом чувственной плотской жизни, проводимой в похотях. Таким образом, процесс извращения истинного отношения к Богу и истинного понятия о Нём неизбежно ведёт к идолопоклонству и нравственному развращению со всеми его последствиями. Отсюда следует вывод, что признаком язычества является незнание Бога, Его Воли и сокровенных планов божественного домостроительства. Поэтому апостол Пётр призывает читателей вновь не возвращаться к этой суетной жизни, так как они искуплены драгоценною Кровию Христа (1 Петр. 1, 19), чтобы стать святыми «во всех поступках» (1 Петр. 1, 15).

Особое внимание автор послания обращает на состояние христианской семьи, призывая жён как хранительниц домашнего очага к покорности своим мужьям и чистоте образа жизни в подражание святым жёнам и особенно Сарре (1 Петр. 3, 1-6). Это в свою очередь накладывает особую духовную ответственность на мужей, которые должны благоразумно обращаться со своими жёнами (1 Петр. 3, 7).

Помимо этого святой апостол Пётр призывает христиан бодрствовать в молитвах и быть благоразумными (1 Петр. 4, 7). Особое увещание (1 Петр. 5, 1-4) автор послания адресует пастырям, получившим от Господа право руководить врученным им стадом, умоляя их подавать достойный пример в чаянии неувядаемого венца славы за свои ревностные труды. Также святой апостол Пётр напоминает церковным общинам о любвеобильном Промысле Бога, Который неустанно печётся о своём возлюбленном творении (1 Петр. 5, 7).

Наконец в последнем наставлении святой апостол Пётр указывает самый общий принцип христианской жизни: призывает своих читателей бодрствовать и противостоять твёрдой верой козням диавола, который в противовес Промыслу Божию всегда ищет, кого поглотить и увлечь в беззаконие греха (1 Петр. 5, 8-9).

Таким образом, мы видим, что первое послание святого апостола Петра имеет несомненное значение для духовной жизни христиан, а также является весьма актуальным и в сегодняшнее непростое время, когда многие различные лжеучения пытаются увести человека от Господа Иисуса Христа и тем самым погрузить его в неведение об истинном Боге и Его святой Воле.

4. Второе послание святого апостола Петра.

Как видно из самого текста послания, автор сам называет себя Симоном Петром, рабом и Апостолом Иисуса Христа (2 Петр. 1, 1) и далее в 17 и 18 стихах пишет, что он был свидетелем Преображения Господня. Отсюда следует, что писателем этого послания был тот же святой апостол Пётр, который написал и первое послание. Местом написания этого послания также считается город Рим, где незадолго до своей мученической кончины апостол Пётр около 67 года составил текст своего благовестия.

Главным побуждением к написанию своего 2-го послания явилось стремление апостола Петра успеть до своей смерти (2 Петр. 1, 14) наставить в истинах Христовой веры, утверждённые им христианские общины, которые смущались тем, что еретики, воспользовавшись некоторыми не совсем ясными местами посланий святого апостола Павла, совершенно извратили их смысл (2 Петр. 3, 16).

5. Основные темы второго соборного послания апостола Петра.

Прежде всего, святой апостол Пётр свидетельствует о том, что наша жизнь и благочестие напрямую зависят от благодати Господа Иисуса Христа (2 Петр. 1, 3), Который призывает всех христиан «соделаться причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Далее послание раскрывает перед нашим духовным взором своего рода лествицу добродетелей, в основании которой находится вера, а вершиной служит любовь (2 Петр. 1, 5-7). Весьма ценным свидетельством второго послания является указание на то, что святой апостол Пётр вместе с другими учениками Господа Иисуса Христа были «очевидцами Его величия» (2 Петр. 1, 16).

Как известно, очень важное значение для христианской жизни имеет изучение Священного Писания, поэтому в контексте тех лжеучений, которые возникали из-за самочинного толкования посланий апостола Павла, автор обращает особое внимание на то, что при изъяснении Богодухновенного текста необходимо внимать голосу Церкви и её святых «движимых Духом Святым» (2 Петр. 1, 20-21).

Во 2-й главе своего послания святой апостол Пётр определённо говорит о той большой опасности, которую являют собой лжепророки и порождаемые ими ереси. Их губительность заключается в самовольном отвержении Самого Господа Спасителя, следствием чего явится их осуждение и погибель (2 Петр. 2, 3). В качестве примера для вразумления послание обращается к истории потопа, истребившего погрязший во грехах человеческий род, а также повествованию об истребления нечестивых жителей городов Содома и Гоморры (2 Петр. 2, 5-6). Таким образом, святой апостол Пётр хотел показать, что воля играет очень важное значение в духовном самоопределении человека, который может стать или рабом Господа Иисуса Христа, или побеждённым грехом «рабом тления» (2 Петра. 2, 19).

3-я глава второго соборного послания святого апостола Петра представляет собой опровержение отрицания еретиками второго пришествия Христова, которое, по их мнению, не совершится и что всё в мире пребудет неизменно. Автор послания с особой ревностью стремится вразумить превратно думающих людей, обращая внимание на человеколюбивое долготерпение Бога, Который не желает «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3, 9). При этом, о втором пришествии Сам Господь Иисус Христос сказал, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Таким образом, каждый человек должен «долготерпение Господа почитать спасением» (2 Петр. 3, 15).

В заключение своего 2-го послания, святой апостол Пётр приводит слова, в которых с любовью предупреждает всех не отпасть от спасительной веры. Именно эти слова каждый христианин должен запечатлеть в своём сердце: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.» (2 Петр. 3, 17-18).

Богодухновенное наследие святого апостола Павла.

Когда мы раскрываем перед собой страницы новозаветных посланий святого апостола Павла, то невольно восторгаемся обширностью, богословской глубиной и непреходящей актуальностью его богооткровенного наследия.

В данной статье мы немного соприкоснемся с одним из удивительных посланий святого апостола Павла, которое дает ответ на важнейший вопрос отношения между миром и Богом, а также конечной цели нашего бытия. Это послание к Ефесянам.

Как известно, город Ефес был одним из крупнейших городов Малой Азии, преимущественно с грекоязычным населением. Знаменитый языческий храм Артемиды (Дианы), одно из «чудес света», привлекал ежегодно тысячи паломников. О богатстве и красоте города можно судить по описаниям древних авторов и сохранившимся доныне развалинам. В Ефесе апостол Павел достиг вершины своего миссионерского успеха.

Рассматриваемое нами послание святого апостола Павла к Ефесянам входит в число посланий, написанных «из уз» и состоит из 6 глав. Древнейшая рукопись этого послания датируется рубежом 2-3 в. В новозаветном каноне «посланиями из уз» называются 5 посланий (Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Филимону и 2 Тимофею), в которых сказано, что апостол Павел писал их, находясь в заключении. Исторически, послание к Ефесянам было очень рано включено в сборник Павловых писаний. Уже в самом начале 2 века сщмч. Игнатий Антиохийский говорит о послании к Ефесянам как о произведении святого апостола Павла. Аналогичные свидетельства имеются в Мураториевом каноне, а также у свт. Иринея Лионского, Климента Александрийского и др.

Обзор некоторых богословских тем послания к Ефесянам.

Композиция и содержание послания к Ефесянам можно условно разделить на две части: догматическую (Еф. 1,3 - 3,21) и практическую (4,1 - 6,20). В первой части послания святой апостол Павел созерцает величественную тайну грядущего единства всей твари в Боге, тайну, которая входила в замысел Творца «прежде создания мира» (Еф. 1,4). Вера, воспринявшая весть о спасении, обогащается теперь «познанием», дальнейшим раскрытием премудрых замыслов Божьих. Разделенному и порабощенному злом человечеству открывается царство гармонии. Центром и главой нового, преображенного мира — не только людей, но «всего земного и небесного» — является Сам Господь Иисус Христос. Ему противостоят силы зла, вполне реальные, которые до полной победы света властвуют над мирозданием. Смерть и Воскресение Христовы ознаменовали начало торжества света над тьмой. Будучи Богочеловеком, Воскресший Христос вознесен над всем мирозданием как его Царь и Посредник между Творцом и тварью. Он — средоточие и Глава Церкви, которая «есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1,22-23). Вожделенное единство творения обусловлено Волей «одного Бога и Отца всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4,6). Силою благодати Христовой преображается и пронизывается небесным светом все земнородное. Благодаря Господу Иисусу Христу вся человеческая история окружена любовью Божьей и является «домостроительством тайны», постепенным процессом благодатного одухотворения мира. Эта тайна была прежде сокрыта от людей (Еф. 3,4-6), ибо тогда Откровение было заключено в узких рамках ветхозаветной Церкви. Язычники были «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды» (Еф. 2,12). Но Кровь Господа Иисуса Христа связала незримыми узами и иудеев, и язычников (Еф. 2,13-14). Таким образом, язычники стали «сонаследниками» обетования, «сопричастниками» Христу, усыновленными Богу. И совершается это через жертву Христову и апостольское благовествование. Тайна включает явление Церкви, в которой царит «единство духа в союзе мира». Она представляет собой «одно тело и один дух», в ней «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4,3-6). Потенциально она объемлет весь человеческий род. Она не статична, но рост ее совершается постепенно, идя к зрелости, которую святой апостол Павел называет «полным возрастом Христовым» (Еф. 4,13). Каждый человек имеет в ней свое предназначение. Особое место в Церкви занимают те, кому поручено миссионерское и пастырское служение. Таким образом, каждый Христианин, принявший Святой Дух, должен «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4,22).

Начертывая идеал жизни по Евангелию, святой апостол Павел призывает всех «подражать Богу» (Еф. 5,1; ср. Мф. 5,48). «Живите, — говорит он, — в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5,2). Именно в соответствии с этим идеалом призваны строиться все человеческие отношения в Церкви. Таким образом, послание святого апостола Павла к Ефесянам раскрывает перед нами таинство освящения или, говоря святоотечески «обожение твари».

---
Иерей Андрей Ковальчук. Выпускник СПбДА. Кандидат Богословия.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.