ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Преображение Господне

Преобразился днесь Ты на горе, Христе,
И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты - сияние Отца.

Святитель Филарет «На день Преображения Господня»

Преображение Господне относится к числу двунадесятых праздников. Изначально, данное событие начло отмечаться в Палестине с IV века, со времени когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Вообще на Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого, Кирилла Александрийского и других. На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при святом Ильдефонсе в VII веке. Однако у католиков он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой им природы. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник всегда приходится на Успенский пост.

В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне его одежд. Белизна подчеркивается мандорлой — темным кругом, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии. Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему священник и диакон.Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

Событие Переображения описывают все три так называемых "синоптических" евангелиста, потому что Преображение является центральным событием в жизни Христа и содержит множество богословских истин (Мф. 17, 1-8; Мк. 9, 2-8; Лк. 9, 28-36).

Преображение Христа на горе Фавор произошло незадолго до Его Страстей, а точнее - за сорок дней до Его страданий и распятия. Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере, что Христос есть Сын Божий, дабы их вера не поколебалась оттого, что им предстояло увидеть в последующие дни. Это отображено в тропарях Церкви. В одном из них поется: "Прежде честнаго Креста Твоего и страдания, поимь ихже проразсудил еси, от священных ученик, на Фаворскую, Владыко, взошел еси гору", а в кондаке праздника говорится: "...да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние". Таким образом, по всем правилам Христово Преображение должно праздноваться в марте, в соответствии с днем Пасхи. Однако, поскольку этот день всегда совпадал бы с периодом Великой Четыредесятницы, так что его невозможно было бы праздновать торжественно, он был перенесен на шестое августа. Эта дата неслучайна — она на сорок дней предшествует празднику Воздвижения Честного Креста Господня (14 сентября), который по своей сути соответствует Великой Пятнице.

Слово "преображение" означает изменение образа. То есть, в какой-то определенный момент Христос открыл потаенное, явил славу Божества, с которой была соединена Его человеческая природа с момента Его зачатия во чреве Приснодевы Марии. Христос по Своему великому человеколюбию прикрывал то, что Он всегда имел, дабы ученики не были "сожжены" по причине их неподготовленности. Христос преобразился, "не принимая того, чем не был, и не прелагаясь в то, чем не был, но являясь Своим ученикам именно тем, чем был" (св. Иоанн Дамаскин). Господом была показана слава Божества, которую Он скрывал, поскольку люди были не в силах увидеть ее. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос не показал всего Божества, но лишь малую его энергию. И сделал Он это, с одной стороны, чтобы известить о том, какова божественная слава Царствия Небесного, а с другой, из Своего человеколюбия, дабы те не лишились жизни, созерцая всю славу Божества. Поэтому таинство Преображения является откровением Царства Небесного и выражением любви и человеколюбия Божия.

В литургических текстах говорится, что в момент Преображения Христос обожил воспринятую Им человеческую природу. Это ни в коем случае не означает, что человеческая природа была обожена только тогда. Согласно св. Иоанну Дамаскину, человеческая природа была обожена через свое ипостасное соединение и общение с Богом Словом, которое произошло в момент Его зачатия во чреве Богородицы в день Благовещения. Тогда Божество обожило человеческую природу, в то время как человеческая природа - обожилась (св. Григорий Богослов). В день Преображения Христова ученикам была явлена эта уже обоженная через нее воспринятая Богом Словом человеческая природа. Ранее она была неизвестной, теперь же стала видимой. Именно в этом смысле в некоторых тропарях говорится об обожении человеческой природы в день Преображения.

Христово Преображение является величайшим событием и в жизни учеников. Оно имеет тесную связь с Пятидесятницей, поскольку речь идет об исключительном божественном опыте. Разумеется, между Преображением и Пятидесятницей существует разница, в том смысле, что при Преображении ученики еще не были членами обоженного Тела Христова, какими они стали в день Пятидесятницы. На Фаворе произошло преображение не только Христа, но и учеников. Ученики удостоились воочию увидеть обожествление человеческой природы Христа именно потому, что они сами преобразились. Об изменении, которое произошло с учениками, говорят Святые Отцы. "Они сами изменились и, таким образом, увидели изменение" (св. Григорий Палама). Это означает, что изменение, преображение Христа стало известным потому, что произошло изменение, преображение учеников. Преображение учеников коснулось всего их душевно-телесного существования. Они увидели божественный свет не только разумом, являющимся оком души, но и телесными органами чувств, которые заранее были укреплены нетварной божественной энергией и преобразились, чтобы увидеть этот свет. Касательно божественного света, человеческие глаза слепы, потому что глаза человека тварны и не в силах узреть нетварный свет. Именно поэтому они были изменены божественной энергией и удостоились видеть божественную славу (св. Григорий Палама).

Христово Преображение произошло днем, а потому ученики видели два солнца: чувственное и умное. В одном из тропарей св. Иоанн Дамаскин пишет: "Спряталось солнце чувственное за лучами божества, как на горе Фаворской узрели Тя преобразившегося, Иисусе мой". То есть, чувственное солнце спряталось от лучей Божества Христова. Разумеется, не все люди на земле видели в тот момент славу умного солнца, а лишь три ученика и явившиеся Пророки. Святой Григорий Палама говорит, что чувственное солнце видят все живущие на земле люди, кроме, конечно же, слепых. А мысленное солнце правды видят лишь подготовленные. Анализируя эту мысль, он говорит, что чувственное солнце, в силу того, что оно бездушно, бессловесно и не имеет воли, может быть созерцаемо всеми людьми. Тогда как умное солнце имеет не только природу, естественное свечение и славу, но и волю, и потому оно является лишь тем, кому само благоволит и насколько времени желает. Следовательно, умный и нетварный свет видят лишь те, кто удостаивается этого опыта от Бога, и это откровение находится в соответствии с духовным состоянием человека. Ученики удостоились видеть славу Божества в человеческой природе Слова. Причём они видели не природу, а нетварную энергию Троичного Бога в человеческой природе Слова.

Преображение Христа на Фаворской горе произошло после того, как Он сказал: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие? пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Сразу после этого евангелист описывает Преображение, которое происходит по прошествии шести дней, и, как это видно из Евангелий, в этот период нет никакого другого события, ни учения, ни чуда. Это означает, что все эти шесть дней между словом Христа и Его Преображением ученики провели в безмолвии.

Соединение Царствия Божия с Преображением Христа указывает на то, что Царствием Божиим является созерцание нетварной благодати и славы Троичного Бога в человеческой природе Слова и, конечно, обожение человека. Св. Григорий Палама говорит, что Царствие Божие тесно связано с царством, которым является Бог, Христос. Во Христе соединены божественная и человеческая природа. Слава Божества обожила и просветила человеческую природу. Поэтому, где находился Христос — там пребывало Царствие Божие. Христос связывает царство с видением: "егда увидят царство Божие". Здесь речь идет о видении нетварного света. Слово "пришедшее" не означает, что Царствие приходит откуда-то извне, но означает его "явление", потому что, где находится Христос — там и Царствие Божие. Таким образом, речь идет не о приходе в какое-то определенное место, но о явлении (откровении), которое совершается по действию Пресвятого Духа. Эта истина выражается словами "в силе". Человеку невозможно увидеть Божию славу, если его душевные и телесные чувства не будут укреплены нетварной божественной энергией.

Следующим важным богословским смыслом Преображения Господня является, по учению Святых Отцов, то, что на горе Фавор Христос показал людям подлинную красоту их образа. В Священном Писании неоднократно говорится, что Христос является "новым Адамом", который вочеловечился, чтобы исправить ошибку праотца Адама. С вочеловечением Христа и обожением человеческой природы Адам вернулся в предыдущую славу, и даже взошел еще выше. Таким образом, на Фаворе Христос явил первообраз человека и то состояние, в котором первый Адам находился до падения в Раю. Преобразившийся Христос явил славу образа, по которому мы были сотворены. Преображение Христа показывает как происхождение человека, так и цель его жизни и конец, к которому он должен стремиться.

Необходимо отметить, что тварный свет, несмотря на то, что он тварный, является единственной земной реальностью, которая может в определенной степени уподобиться славе и сиянию Божества. Согласно св. Иоанну Златоусту, евангелист говорит, что лицо Христа просияло "как свет" потому, что нет другого образа, который мог бы передать сияние, исходившее в тот момент от лица Христа. Образ солнца являет и другую богословскую истину, которую нам преподносит св. Григорий Палама. Он говорит, что между светом и солнцем существует определенная разница. Бог, как это известно из Ветхого Завета, в первый день творения создал свет, а в четвертый — солнце, которому дал свет. Таким образом, свет первичен, а в солнечном диске он появился лишь на четвертый день. Аналогичное наблюдается и во Христе. Божественный свет был и остается безначальным, то есть, не было времени, когда не было этого света. Однако позже, с вочеловечением, просияла воспринятая человеческая природа, принявшая всю полноту Божества. Таким образом, несмотря на то, что Бог всегда был светом, с Его вочеловечением и воспринятое Им тело стало источником нетварного света. Святой Никодим Святогорец различает сияние чувственного солнца и сияние солнца правды. Свет чувственного солнца доходит до глаз человека в соответствии со временем суток, то есть не весь сразу, а постепенно. Так, рассвет переходит в восход, восход - в полдень, а полдень — в закат. Таким образом совершается изменение светоизлияния, и свет дается в соответствии со временем. Но не то же самое происходит с учениками на горе Фавор. Поскольку свет правды является нетварным и сверхвременным, на Фаворе он не просиял "постепенно, согласно возрастанию и переходу, но непосредственно и весь сразу". Этот Божественный свет действует двумя образами: или просвещая, или попаляя, соответственно степени духовного состояния человека. Согласно св. Никодиму Святогорцу, уголь содержит в себе перстное и вещественное, которое прелагается в пепел, а также освещающее и пламенное. Поэтому, при иных обстоятельствах он пожигает, а при иных - освещает. То же самое происходит и с Божественным светом в человеческой природе Слова. Христос подобен горящему углю, поскольку имеет и человеческую природу и Божественный свет. Но с Ним не происходит того, что происходит с углем, который освещает находящееся вдали и пожигает находящееся вблизи — с Ним происходит иначе. Он становится светом для тех, кто чист от греха и всепожирающим огнем для неочищенных.

Как при крещении Христа происходит явление и откровение Святой Троицы, так и при Его Преображении на горе Фавор происходит откровение Троичного Бога. Второе, вочеловечившееся Лицо Святой Троицы, просияло перед учениками и явило славу Своего Божества. Бог Отец засвидетельствовал, что Христос является Его возлюбленным Сыном, а Святой Дух явился в образе светлого облака, покрывшего учеников. Троичный Бог является светом, так как свет есть сияние Божества, видение благодати Троичного Бога. В церковных тропарях поется: "Свет Отец, свет Сын, свет и Дух Святой". При Преображении ученики сначала увидели славу Божию, а затем услышали свидетельство Отца. Голос Отца исходит из "светлого облака", что показывает единосущие Отца и Святого Духа, а также, разумеется, единосущие всех трех Божественных Ипостасей. Явление "светлого облака" подтверждает то, что Христос является Тем, Кто водил Божий народ в Ветхом Завете. В книге Исхода говорится, что израильский народ был водим Богом на протяжении всего своего пути из Египта в землю обетованную. Бог освещал его ночью огнем и покрывал облаком днем: "Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном" (Мех. 13, 21). На Фаворе были свет и облако. Светом является Христос, поскольку лице Его просияло как солнце, а облако - это присутствие Духа Святого.

Помимо Троичного Бога на горе Фавор присутствуют еще пять лиц. Рядом со Христом находятся две выдающиеся личности Ветхого Завета: пророк Моисей и пророк Илия, а также три Его ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Первые являются представителями Ветхого Завета, а точнее, Закона (Моисей) и Пророков (Илия). Апостолы же суть представители Завета Нового. То, что явились именно Моисей и Илия, ученикам стало известно по двум основным причинам. Во-первых, по благодати Божией. То есть, они узнали мужей Ветхого Завета, потому что находились в Божественном свете. Во-вторых, ветхозаветные боговидцы были узнаны апостолами из их беседы со Христом. Святой евангелист пишет: "И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. 17, 3). Характерными являются слова евангелиста Луки, который приводит даже содержание беседы: "И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9, 30-31). Явившиеся ветхозаветные мужи говорили о страстях Христовых. Преображение Христово произошло во время совершения Им молитвы, как говорит евангелист Лука: "И когда молился, вид лица Его изменился..." (Лк. 9, 29), и беседа двух мужей со Христом относилась к Его страданиям. Из этого можно сделать вывод, что Преображение тесным образом связано с молитвой Господа в Гефсимании, когда Он просил о том, чтобы избежать горькой чаши смерти. Из святоотеческого предания известно, что в обожающей Божественной энергии участвуют все, кто находится в состоянии боговидения, потому что для людей неочищенных Божественное откровение является адом и мукой. Так и при Христовом Преображении Моисей и Илия появляются не только потому, что они являются представителями Закона и Пророков Ветхого Завета, но и потому, что оба были боговидцами еще при жизни. На горе Синай Моисей видел славу бесплотного Слова, преподавшего ему Закон Ветхого Завета. Но еще до этого ему было другое исключительное видение, указывавшее на воплощение Слова, — видение объятой пламенем и несгоравшей купины. Также пророк Илия был удостоен видения бесплотного Слова в виде легкого ветерка. Это боговидение имело отношение к вочеловечению Слова Божия, потому что Своим воплощением Бог явил Свою любовь и человеколюбие. Однако, между боговидением двух ветхозаветных пророков, которое произошло еще при их жизни, и боговидением на горе Фавор существует огромная разница. Тогда имело место созерцание бесплотного Слова, в то время как сейчас они видят Слово воплощенное. Тогда Синай был объят пламенем, языки которого доходили даже до неба, были тьма, облако, буря и сильный голос (Втор. 4, 11). Все это символизировало Ветхий Завет. А на Фаворе все сияло и светилось, блистая от неприступного света Божества, и выражало то, что свет выше, чем Закон Ветхого Завета. Блаженный Феофилакт называет следующие причины, по которым явились ветхозаветные мужи-боговидцы. Первое, для подтверждения той истины, что Христос является Господом Закона и Пророков. Второе, для указания на то, что Он господствует как над живыми, так и над мертвыми, поскольку Моисей был законодателем и умер, тогда как Илия был пророком и оставался в живых, потому что он был восхищен на небо на огненной колеснице. Третье, чтобы показать, что Христос не только не был противником Закона, но не был и нечестивцем, иначе эти великие мужи-боговидцы не разговаривали бы с Ним. Четвертое, чтобы развеять подозрения некоторых, будто Он является пророком Илией, пришествия которого ожидали, или каким-нибудь другим пророком. И пятое, чтобы Его ученики уподоблялись этим великим праведникам, то есть, чтобы они были кроткими как Моисей и ревностными, неутомимыми и бесстрашными как пророк Илия.

При Преображении Христа присутствовало только три ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Этих учеников Христос брал с Собой и при других особо значимых случаях. Такой выбор не может характеризоваться как лицеприятие. Всему этому существует глубокая богословская причина. Мы уже знаем, что Божественное откровение и явление Бога может быть раем — для духовно соответствующих этому созерцанию, и адом — для неочищенных или, по крайней мере, неподготовленных. Поэтому, для принятия Божия откровения "богозрительно", а не "мучительно", человеку необходимо находиться в соответствующем духовном состоянии. Таким образом, именно эти три ученика были наиболее подготовлены для принятия Божественного Откровения. Для остальных оно должно было оставаться втайне и открыться лишь потом, после Воскресения Христова. Все три ученика обладали определенными качествами, делавшими их достойными соучастия в этом созерцании. Все трое имели преимущество перед другими учениками (св. Иоанн Златоуст). Их превосходство проявлялось в том, что Петр сильно любил Христа, Иоанн был особо любим Христом из-за своего превосходства в добродетели, а Иаков был "тяжел" для иудеев, так что позже был даже казнен Иродом (Зигабен). По крайней мере двое из трех учеников, находившихся в то страшное мгновение на Фаворе, засвидетельствовали об этом событии. Апостол Петр пишет в своем послании: "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия". Также, ссылаясь на голос Отца, он говорит: "И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе..." (2 Петр. 1, 16-20). Евангелист Иоанн в своем соборном послании пишет: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1 Ин. 1, 1-2). Кроме этих двух мест можно заметить, что все написанные апостолами тексты являются подтверждением их опыта Боговидения, который они имели на горе Фавор и в Пятидесятницу. Видя преобразившегося Христа, все три ученика, несмотря на охватившее их чувство радости и сказанные ими слова: «Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илие» когда их осенило светлое облако, и прозвучал глас Отца, "пали на лица свои и очень испугались" (Мф. 17, 6). Святые Отцы Церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Палама) говорят, что они пали на землю по причине сильного света. Ведь голос Отца был опытом божественного созерцания, превышавшим степень предыдущего. В относящихся к этому событию литургических текстах иногда говорится, что ученики ощутили страх, а иногда — радость. Согласно толкованиям Святых Отцов, страх учеников был по своей природе тесно соединен с радостью, так как он не являлся "рабским", но "сыновним", страхом совершенных. Потому что существует страх начальных и страх совершенных. В последнем случае речь идет о выражении радости, благоговения и поклонения великому таинству, зрителями которого они сподобились стать.

В момент Преображения, как говорит святой евангелист Матфей, "просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17, 2). Евангелист Марк преподносит нам больше подробностей, говоря: "...преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить" (Мк. 9, 2-3). Святитель Григорий Палама учит, что блистающие одежды являются буквой слова Божия, которая блистающей видна лишь тем, кто в духе смотрит на то, что от Духа. Св. Максим Исповедник говорит, что духом закона является душа, а буквой закона — тело и одежды. Не пренебрегая одеждами и телом, человек должен переходить к духу, к душе. Важно еще раз подчеркнуть, что тело Христа на горе Фавор, как и вообще на протяжении всей Его жизни, являлось источником нетварной благодати в силу ипостасного соединения божественной и человеческой природ. До вочеловечения источником нетварной благодати были Божественные Ипостаси. Теперь же, в Лице Слова источником становится также человеческая природа. Таким образом, и лицо Христа "просияло как солнце". Воспринятое и обоженное Христом тело Святые Отцы называют "единобожным", потому что оно стало источником нетварной благодати. Святой Григорий Богослов говорит: "Чрез принятие помазующего божества... дерзаю назвать (тело Христа) единобожным". Об этом говорится как в канонических, так и в литургических текстах. Несмотря на то, что тело Христа является и называется "единобожным" и обожилось, оно не вышло за рамки человеческой природы и не преложилось в Божество, оно осталось "непреложным" и не лишилось ни своих естественных свойств, ни так называемых "естественных нужд", которые были восприняты Христом добровольно. Таким образом, и после обожения человеческой природы Христос удержал подверженность страданиям, тленность и смертность. Разумеется, речь идет о времени до Его воскресения, потому что после воскресения Христос отбросил все тленное, смертное и все "естественные нужды". Тот факт, что Христово тело стало источником нетварной благодати, имеет важнейшее значение для церковной жизни. Именно благодаря этому мы имеем возможность причащаться Тела и Крови Христовой. В таинстве божественного Причащения человек принимает благодать не абстрактно, но реально, через единобожное тело Христово, которое является источником нетварной благодати. Это, безусловно, не значит, что с причастием освящается каждый христианин, но лишь тот, кто соответственно подготовлен и является действительным и живым членом Церкви, Тела Христова. Божественное причастие действует в зависимости от духовного состояния человека.

Христово Преображение являет сущность, предназначение и цель Церкви. В Церковь входят пророки и апостолы, а также те, которые способны воспринять их богословие и шествуют с ними по одному пути. Разумеется, существует множество степеней участия в божественной энергии. Тем не менее, человеку необходимо находиться, по крайней мере, на стадии очищения. Задача Церкви заключается в путеводительстве человека к обожению. Пастырское руководство направлено на достижение именно этого. Для христианской жизни обожение является не "роскошью", но мистическим смыслом. И таинства и аскеза способствуют достижению этого состояния. В Своем Преображении Христос показал как обожение человеческой природы, так и славу всех тех, кто с Ним соединяется. В силу этого Преображение является центральным моментом сотериологического учения о Церкви, являя целью существования человека. Говоря о Христовом Преображении и о причастии божественной славы, Святые Отцы призывают каждого человека к личному восхождению на гору боговидения. Этот призыв звучит в церковном возгласе: "Да воссияет и нам грешным свет Твой непреступный". В другой молитве, читаемой во время первого часа, у Христа испрашивается: "Христе, свете истинный, просвещаяй и освящали всякого человека грядущаго в мир, да знаменуется на нас свет лица твоего, да в нем узрим свет неприступный". Необходимы постоянное восхождение и развитие человека. В Церкви идет речь о развитии человека не от обезьяны к человеку, но от человека к Богу. На Фаворе ученики сказали Христу: «Господи хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". (Мф. 17, 4). Объясняя эти слова, св. Максим Исповедник говорит, что три кущи (скинии) — это скинии делания, созерцания и богословия. Образом первой скинии (делания) является Илия, как мужественный и благоразумный. Второй (созерцания) -Моисей, как законодатель. А образом третьей скинии (богословия) является Сам Христос, будучи во всем совершенным. Это толкование определяет три степени духовной восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. Таким образом, речь идет не о восхождении в пространстве, но о духовном развитии.

---
Диакон Михаил Лунев. Выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.