ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется Святой Православной Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

История установления праздника.
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию. Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в IV-ом веке на Востоке и в конце V-го столетия на Западе. Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. Также о нём встречаются упоминания у святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина и святителя Прокла архиепископа Константинопольского. Св. равноапостольная царица Елена, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы в начале IV-го века. Необходимо отметить, что именно праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым двунадесятым праздником в церковном году, а замыкает данный богослужебный цикл праздник Успения. Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: "Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу". По словам св. Иоанна Дамаскина, "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы переменилась в радость" . "Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется".

Событие праздника.
С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Это отражается, например, в паремиях, читаемых на великой вечерне праздника Рождества Пресвятой Богородицы: Лестница Иакова (Быт.28:10-17), пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4), слова Книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11). Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, однако существует мнение, что это событие Священной истории произошло в Иерусалиме в доме, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен небольшой монастырь, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью этого дома. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Значение данного события для Священной Истории.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. На рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Богородица Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6). Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Богослужение праздника.
С древних времен "язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты". В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V-ом в., - Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI-ом в. - Стефаном Святоградским, в VII-ом в. - св. Андреем Критским (второй канон), в VIII-ом в. - св. Иоанном Дамаскнным (первый канон) и Германом, патриархом Константинопольским (стихиры на стиховне), в IX в. - Иосифом Студитом (канон на предпразднство), Сергием Святоградским (стихиры на "Господи воззвах" и некоторые на литии и стиховне), Анатолием, епископом Солунским (некоторые стихиры на литии). Многие из этих песнопений и теперь поются за богослужением в этот праздник. В VI-ом веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который, однако, не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь "Рождество Твое, Богородице Дево" принадлежит сравнительно древним V-VII-ому векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римо-католическом последовании, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений Востока и Запада.

Иконография праздника.
Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в доиконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. Можно привести росписи грузинских храмов: например, посвященный Богородице храм в Атени, был построен в начале VII-го века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI-го в.), трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий - видимо, в XI-ом в. старые росписи были обновлены. При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является простой передачей догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя - необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребенка. На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий) - ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней - повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели. На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы. Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Молитвословия Рождеству Пресвятой Богородицы.

Тропарь предпразднству:
От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Тропарь праздника, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. (Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную).

Кондак праздника, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. (Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей).

Величание праздника:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Задостойник:
Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. (Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя).

---
Диакон Михаил Лунев. Выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.