ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Рождественский пост

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий, упоминая о постах пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти Cв. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Если 14 ноября выпадает на однодневные посты - среду или пятницу - то заговенье перемещается на 13 ноября. Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, и с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых, а церковный календарь указывает границы и содержание Рождественского Поста, напоминающего содержание Великого Поста. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 20-го декабря (2-го января), начинается пятидневное "предпразднство" наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, "Сочельник", 24-е декабря (6-е января), полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется "Сочельник", а вернее - "Сочевник", от слова "сочиво", что значит - отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

История установления и распространения. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Впервые упоминание о зимнем посте встречается на Западе. Там в IV-Vвв. возникли так называемые "посты четырёх времен года", основанием для которых являлась благодарность Богу за собранные плоды. О этих постах упоминает папа Лев I (440-461 г.): "на протяжении всего года распределены посты, так что закон воздержания предписан для всех времен года: именно пост весенний совершается в четыредесятницу, летний в пятидесятницуцу, осенний в седьмом месяце, зимний в десятом". Параллельно этим западным постам и на Востоке постепенно годичные посты были доведены до количества четырёх. Примерно в VI-VIII-ом вв. Рождественский пост появляется на востоке и повсеместно распространяется на западе. Так ещё в V-ом в. Перпетуй, еп. Турский († 491 г.), по свидетельству Григория Турского, постился по понедельникам, средам и субботам со дня св. Мартина (11 ноября) до Рождества Христова. Также и II-ой Турский собор 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Христова Рождества (п. 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам с 11 ноября до праздника Рождества и совершение во все это время таин (sacrificia) по чину четыредесятницыцы (пр. 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорит о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю адвента (так назван рождественский пост, как подготовление к пришествию, adventus, Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI в., дает 5 мисс (т.е. для 5 недель) адвента. Также и древне-испанский Силосский лекционарий - столько же, а медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель адвента (42 дня, как у нас 40). Но лекционарии Euxuensis VII в. и так называемый Gotico-Gallicanum начинаются только с рождественской вигилии, следовательно не имеют адвента. Папа Григорий VII в XI в. сократил число недель адвента до 4 (должно быть в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Рождества Христова). На востоке первое указание на Рождественский пост (с 15 ноября) можно встретить в Коптском календаре VIII в.. Уже в IX-ом в. пост перед праздником Рождества получает на Востоке всеобщее признание. В Сочинении, "О трех четыредесятницах", приписываемом Анастасию Синаиту, патр. Антиохийскому (561-600 г.), но появившемуся едва ли ранее IX в. (это видно из того, что в нём упоминается о посте Успенском, неизвестном ранее IX в.), говорится, что обязательность Рождественского поста еще оспаривалась, что его считали установление не апостольским, а монашеским, что продолжительность его сокращали до 19, 12, 6 или 4 дней, что в течение его считали позволительным вкушать все, кроме мяса, исключая одного дня. Автор Сочинения защищает апостольское происхождение и общеобязательность поста ссылкою на предание об ап. Филиппе, согласно которому, апостолу за то, что он перед смертью просил небесной кары своим мучителям, было открыто, что он в течение сорока дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него эти дни. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX в.) дается уже подробное наставление о пище в этот пост. Константинопольский собор при патриархе Луке Хрисоверге и императоре Мануиле Комнене (1143-1180 г.) требует зачинать этот пост с 14 ноября. Вальсамон (XII в.) в толковании на правила этого собора считает пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней. По свидетельству же Кодина (XIV в.) при Константинопольском дворе Рождественский пост соблюдался 40 дней, и в день Рождества по случаю разрешения поста протопапа (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора.

Предписания о трапезе. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов". Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, предписывается от начала поста и по 6 декабря включительно по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино; 21 ноября, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино. В дальнейшие дни, то есть с 7 декабря по 19 декабря включительно по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино. Кроме того, от начала поста и по 19 декабря включительно рыбу (а значит и вино и елей) можно употреблять в те вторники и четверги, когда случится святой со славословием или имеющий праздничный знак, в те понедельники, среды и пятницы, когда есть храмовый праздник или бдение (если иной великий святой, то разрешается вино и елей). В период предпразднства Рождества Христова (с 20 декабря по 24 декабря включительно): по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом; 24 декабря (6 января), в Рождественский сочельник - особо строгий пост, положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни.

В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Необходимо отметить, что в те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.

Также важно помнить, что вопреки сложившейся советской традиции отмечать новый год 31 декабря, в православных странах верующие не освобождаются от поста, более того: неделя перед постом с 31 по 6 января считается самой строгой, когда можно принести достойные плоды покаяния, и праздники в этот период считаются строгим нарушением поста. Освобождение или послабление во время поста допустимо беременным и кормящим матерям, болящим и путешествующим по предварительному благословению (то есть разрешению) духовника.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".

Богослужение. На рождественский пост приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков, а также в ряд иных дней (все дни: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 16, 18 и 19 декабря) Устав предписывает петь "Аллилуйя или тропарь", что означает: если в указанные дни не будет праздника, предпразднства или попразднства, а также если такой день не случится в субботу или Неделю (воскресенье), то на утрене вместо "Бог Господь" поётся "Аллилуиа" и "все возследование с поклоны, якоже и в великую четыредесятницу". Такой же порядок службы предусмотрен Уставом на первый день поста - 15 ноября, если он не приходится на субботу или Неделю. В современной приходской практике православного богослужения исполнение данного указания Устава оставляется на усмотрение настоятеля и обычно в указанные дни богослужение отправляется по вседневному, а не великопостному чину.

---
Диакон Михаил Лунев. Выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.