ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Рождество Христово

Рождественский пост

К празднику Рождества Христова, нас приготовляет рождественский пост. Рождественский пост содержит в себе многочисленные составляющие части. С праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на шестой или седьмой день начавшегося поста, начинается пение рождественской катавасии. Вот текст первого ирмоса ее: "Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися". Катавасия - это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе. Включение этих песнопений задолго до Господского праздника есть предвосхищение грядущего события. Мария Сергеевна Красовицкая, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета в своих лекциях по Литургическому богословию пишет: "К Рождеству Церковь нас готовит почти как к Пасхе: Пасха является центром всего года и, в первую очередь, центром Триодного круга, а Рождество и Богоявление являются центром месяцеслова. И Рождеству, и Пасхе предшествует сорокадневный пост. Правда, Рождественский пост легче и веселее Великого, там больше праздников, мягче устав в пище, но длится он 40 дней". Мария Сергеевна перечисляет основные этапы приготовления Церковью верующих к празднованию Рождества: "К Рождеству нас Церковь готовит, во-первых, сорокадневным постом, во-вторых - многократным пением рождественской катавасии, в третьих, на праздничных службах, например, святителю Николаю Чудотворцу, уже поются предпразднственные стихиры, хотя формально предпразднство еще не началось. Кроме того, Рождеству предшествует Неделя святых праотец, и затем Неделя святых Отец". "Наконец, и Рождество и Богоявление имеют особый день предпразднства, последний день перед праздником - это навечерие Рождества и навечерие Богоявления, или сочельник. Сочельник происходит от слова "сочиво" - кутья, особая пища, которую можно есть в этот день: пшеница с медом. Это дни строгого поста и, кроме того, это дни совершенно особого богослужения". Теперь обратимся к истории установления самого поста посвященного рождеству. Михаил Николаевич Скабалланович, русский православный богослов, экзегет и литургист, в своем фундаментальном труде "Толковый типикон" приводит свидетельство о том, что Рождественский пост в VI веке уже прочно утвердился на Западе, а на Востоке только начинал распространяться. Говоря о более ранней традиции соблюдения рождественского поста в Западной Церкви, Михаил Николаевич ссылается на предание епископа Турского Григория о своем предшественнике епископе Перпетуе Турском практиковавшем этот пост еще в V веке, а также на решения Турского собора 567 года и собора Маконский округ (pagus Matisconensis ) в Галлии в 581году. Замечательно, что последний собор своими решениями предписывает совершать богослужения по великопостному чину. Позднее пост был принят в Риме и Италии, об этом говорит появление бесед папы Григория Великого на вторую неделю рождественского поста. На востоке же первое указание на рождественский пост находим лишь в Коптском календаре VIII века. Исследуя древние литературные памятники христианской письменности, Михаил Николаевич Скабалланович приходит к выводу, что в IX веке обязательность Рождественского поста еще оспаривалась на Востоке, и его считали установлением не апостольским, а монашеским. Михаил Николаевич ссылается на Сочинение "О трех 40-цах", приписываемому Анастасию Синаиту, патриарху Антиохийскому (561-600 г.) который защищает апостольское происхождение и общеобязательность рождественского поста. Автор этого сочинения ссылается на предание об апостоле Филиппе, по слову которого апостолу за то, что он пред смертью просил небесной кары своим мучителям, было открыто, что он в течение 40 дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него эти дни. Здесь мы должны вспомнить, что рождественский пост именуется еще и Филипповым. Видимо неслучайно, что пост начинается на следующий день после празднования апостола Филиппа. Нам наглядно показано, что память апостола и этот пост в этом древнем предании объединены очень тесно. Общеобязательность поста на Востоке подтверждается только в XII веке Константинопольским собором состоявшемся при патриархе Луке Хрисоверге и императоре Мануиле Комнине. Но живший тогда известный толкователь церковных канонов и антиохийский патриарх Феодор Вальсамон считал, что правила этого собора предписывают этот пост обязательным лишь для иноков, а для мирян возможное сокращение его до 7 дней. Однако Георгий Кодин византийский писатель XV века занимавший придворную должность, отмечает в своих писаниях, что при Констанопольском дворе Рождественский пост соблюдался 40 дней, и в день Рождества Христова по случаю разрешения проста первый протоиерей приходил во дворец благословлять трапезу императора.

Датировка Рождества Христова

Поднимание вопроса о дате рождения Христа ввиду того, что наше летосчисление по определению есть летосчисление от Рождества Христова, может показаться странным. Дело в том, что работавший в IV веке н. э. по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Епископ Катанский Кассиан прямо называет этот вывод ошибочным. Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова Рождества. Существует несколько систем научной хронологии евангельской истории. Точная дата Рождества Христова не может считаться окончательно установленной. Чаще всего Рождество Христово относят к 4 году до христианской эры. Для установления точной даты Рождества Христова епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге Христос и первое христианское поколение предлагает следующую цепь размышлений:

"Во-первых, из повествования второй глава Евангелия от Матфея вытекает, что Христос родился при жизни Ирода Великого. Косвенное подтверждение дает апостол Лука (1:5), относя благовестие Захарии тоже ко "дням Ирода, царя Иудейского". От благовестия Захарии до Рождества Христова прошло не более пятнадцати месяцев (ср. Лк. 1:24-26). Данные древних источников, при переводе их на христианское летосчисление, заставляют приурочить смерть Ирода Великого к 4 году до Рождества Христова. Следовательно, Христос родился не позже этого года. Трудно думать, чтобы Он родился и много раньше. Более точных указаний Евангелие от Матфея не содержит. Во всяком случае, Иисус был еще младенцем, когда ангел возвестил Иосифу о смерти Ирода (2:19-21), и у читателя остается впечатление, что события, описанные во второй главе Евангелия от Матфея, в целом относятся к последним годам Ирода. С другой стороны, евангелист Лука свидетельствует (3:23), что, начиная Свое служение, Господь был лет тридцати. В контексте отрывка начало служения связывается с крещением Господним от Иоанна. Дата Крещения в Евангелии не дается. Но ученые согласны в том, что служение Иоанна не могло быть продолжительным, и хронологические координаты из Евангелия от Луки (3:1-2) должны относиться не только к служению Иоанна, но и к евангельской истории в целом. Иисусу было около тридцати лет "в пятнадцатый год Тиверия кесаря". Не входя в частности, можно считать вероятным, что пятнадцатый год Тиверия обнимал период времени от 1 октября 27 до 30 сентября 28 года по Рождестве Христовом нашей условной эры. Принимая во внимание, что указание Евангелиста Луки (3:23) есть указание приблизительное, и слова "около тридцати лет" могут означать, как немногим менее тридцати лет, так и немногим более тридцати лет, мы без труда получаем ту же дату: 4 год.

Как отмечает американский исследователь Роберт Майерс: "Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение во второй главе Евангелия от Луки что, были на поле пастухи, которые "содержали ночную стражу у стада своего", указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада". Такие мнения мы можем встретить и в церковном предании. В "Толковом Типиконе" Михаила Николаевича Скабаллановича приводятся интересные ссылки на отцов и учителей церкви. Климент Александрийский указывает несколько мнений существовавших в Египте в его время о дне рождения Спасителя. Одни приурочивали его к 25 пахона то есть 20 мая, другие 15 или 11 туби соответствующие 10 или 6 января. Епифаний Кипрский в III-IV веках в сочинении "De pascha cоmputus", которое ему приписывается, днем Рождества Христова называет 28 марта. 25 марта названо днем Рождества в надписи на статуе святого Ипполита Римского. Празднование Рождества зародилось в Западной Церкви и потому наверно именно там можно искать объяснения принятой даты 25 декабря для празднования Рождества. Отдельное празднование Рождества Христова выделилось из празднования Богоявления. Первоначальное разделение это произошло в Риме, а потом на Востоке. При этом надо отметить, что Армянская церковь так и сохранила древнюю традицию празднования Рождества и Богоявления совместно в один день 6 января. Затруднительно объяснить, чем вызвано было это разделение, ведь празднование дня рождения не было ветхозаветной иудейской традицией, а Воскресение благодаря посланиям апостола Павла была главным с богословской точки зрения событием для Церкви. Причин, скорее всего несколько. С одной стороны празднование дня рождения свойственно эллинской культуре, а также отчасти влияло здесь и прекращение мученичества, позволившее более ценить земную жизнь и начало ее. Не исключено и то, что Церковь хотела противопоставить христианский праздник Рождества "Солнца Правды Христа Бога нашего" языческим празднованиям посвященным Солнцу. Надо заметить, что этому празднованию предшествовало чествование бога Сатурна или Хроноса пожиравшего своих детей. Эти мрачные торжества сопровождались кровопролитными гладиаторскими боями, и потому рождественский пост с духовным и телесным воздержанием был наилучшим ответом языческому миру о христианском уповании. Похожие празднования имели место и в других римских провинциях, как например, в Александрии 25 декабря был языческий праздник Кикеллий. Но празднование Рождества 25 декабря могло быть и замещением иудейского празднования обновления храма в 25 день месяца тейвейс. Тем самым Рождество было представлено как полное исполнение ветхозаветных мессианских пророчеств. На повсеместное принятие общепризнанной даты Рождества на Востоке и Западе повлияли Блаженный Августин и святитель Иоанн Златоуст. С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря (по юлианскому календарю). И хотя невозможно точно сказать, что Господь родился именно 25 декабря, послушание церковной традиции лишает этот хронологический вопрос всякой остроты и полемичности.

История празднования Рождества Христова

Как уже можно было понять из вышесказанного, Празднование Рождества Христова не является самым древним церковным установлением. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в иных - до V и даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.

Наиболее раннее известие об этом празднике на Западе относится к 354 году. Данное указание присутствует в одном сводном римском календарно-хронографическом памятнике, доведенном до 354 года. Этот анонимный литературный источник носит разные названия. В одном из отделов этого каталога посвященном дням мучеников в день 8-й календы января или 25 декабря показано праздновать "день рождения Христа в Вифлееме". В том же памятнике, только в отделе "заметка" записано: "в консульство Цезаря Августа и Емилия Павла родился Христос в 8 календы января в пятницу, в 15-й день новолуния". Михаил Николаевич Скабалланович приводит это упоминание как довод в пользу того, что Рождество Христово в Риме стало отмечаться задолго до 354 года. Он также упоминает, что Папа Ливерий, правление которого пришлось на 352- 366 года, при посвящении в инокини сестры св. Амвросия Медиоланского Марцелины, указывал ей на значительность в совпадении этого событие ее жизни с днем рождения Спасителя от Девы. Самое раннее слово на Рождество Христово у западных отцов встречается у Зенона епископа Вероны жившего в IV веке. На Востоке деятельное участие в распространении празднования Рождества принимают Василий Великий в Кесарии и святитель Григорий Богослов в Константинополе. Недолгое правление святителя Григория не позволило празднику Рождества сохраниться в столичном городе. По всей видимости это нововведение упразднилось само собой после его удаления с кафедры. Традиция эта вернулась только со временем воцарения на Востоке императора Аркадия. Он ввел ее по совету своего брата Гонория, первого западно-римского императора. В Антиохии, исходя из слова святителя Иоанна Златоуста, сказанного в день мученика Хрисогона, Рождество Христово было впервые отпраздновано в 386 или 388 годах. Святитель горячо отстаивает необходимость введения данного празднования в своей Церкви по примеру церкви Римской. В Александрии, празднование Рождества вошло в обиход позднее, чем в других областях. Святой Кассиан Римлянин около 380 года еще не встречает его в Египте. Только в 432 году в Александрии произносится проповедь о Рождестве и то приезжим епископом Павлом Емесским. В Иерусалиме аквитанская паломница из Западной церкви посетившая Святую Землю около 385 года участвовала в праздновании Рождества 6 января, которое тогда еще было объединено в один день с Богоявлением. Патриарх Иерусалимский Ювеналий ввел отдельное празднование Рождества для своего патриархата только в начале V века. Окончательно праздник Рождества Христова в восточной части империи был узаконен на Эфесском соборе в 431 году. На Русь праздник Рождества пришел в 10 веке с принятием христианства.

Богослужение праздника Рождества Христова и его тематика

Надо отметить, что церковный устав предписывает в некоторые дни Рождественского поста совершать службы по великопостному чину с пением Аллилуйя, чтением часов, поклонами и молитвой Ефрема Сирина. Всего таких дней в течении поста насчитывается одиннадцать, но к сожалению устав этот повсеместно не соблюдается. Из этого числа дней с великопостным богослужением 5 дней выпадают на празднование пророков. Почитанию ветхозаветных праведников уделено особое внимание в богослужении рождественского поста, так как ожидание Мессии ключевое содержание Ветхого Завета. В воскресенье перед Рождеством за Литургией читается евангельский отрывок с перечислением многих ветхозаветных персонажей, среди которых не только праведники, а иногда даже и преступники. Сопоставляя такую же генеалогию, приведенную в Евангелии от Луки легко прийти к выводу, что это предки Иосифа. Пропуски имен для приведения числа поколений к цифрам кратным семи приводит к мысли, что этот текст не исторический, а богословский. Отец Георгий Чистяков в своей книге "Над строками Нового Завета" так объясняет его значение: "Иисус рождается для людей, для человечества. И первым из людей, ради которых Он приходит в мир, Его встречает Иосиф. Значит, Иосиф присутствует здесь как бы от имени всего человечества, от имени каждого человека. И именно поэтому родословная Иосифа становится родословной Иисуса. Это родословная человечества, ради которого Спаситель пришёл в мир. Не родословная Его непосредственных предков, а родословная человечества". Таким образом, не Иосиф усыновляет Иисуса, сам Иисус усыновляет весь род людской. Иисус приходит к человечеству падшему, а не благополучному. Христос пришел в мир спасти погибающих грешников. И родословная Иосифа - это портрет падшего человечества, к которому и ради которого приходит Иисус. Рождественской богослужение без сомнения лучшее объяснение ставшей классической формулы святого Афанасия Великого: "Бог стал Человеком, чтобы человек обожился". Характерно, что многие песнопения утрени не только заимствуют мысли из слова святителя Григория Богослова на рождество, но и включают в себя прямые выражения из его проповеди. На рубеже VII - VIII столетий преподобный Косма Маиумский написал канон на Рождество Христово, в котором исповедовал, в обличение монофелитской ереси две воли в Господе Иисусе Христе. Вместе с тем догматически насыщенные богослужебные тексты не заглушают земной канвы таинственного события. Мария Сергеевна Красовицкая в своей лекции о Рождественском богослужении говорит: "Одно из самых чудных песнопений Рождества говорит вот о чем: "Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение; небеса - звезду; волсви - дары; пастырие - чудо; земля - вертеп; пустыня - ясли; мы же - Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас". Замечательное место, одна из жемчужин литургического богословия: сначала недоумение, чем встретить, чем одарить Владыку, а затем говорится о самом ценном даре, который только можно было принести Господу - Чистой Деве Марии. Оказалось, что в роде человеческом есть Чистая, чуждая всякого греха Дева, Которая одна только могла выйти навстречу Христу и послужить делу, превосходящему всякий разум - Боговоплощению". Тексты предпразднства и самого Рождества полны живых диалогов. Это диалоги Иосифа и Божией Матери переданные в стихирах на Царских часах, в которых Иосиф недоумевает о происходящем, а Богородица успокаивает его. Тексты эти удивительны тем, что открывают нам сомнения и смущение святого человека. Постепенно Иосиф благодаря ангельскому посещению становится непоколебим в вере, но вопрос присутствия сомнения в человеке отражает важность ее разрешения для каждого из нас. Приход в мир Спасителя беззащитным младенцем в обстановке чрезвычайного убожества и подверженности опасности гонений передается многочисленными евангельскими чтениями в преддверии праздника. Здесь проявляется не только призыв нас к вере, но передается и вера самого Бога в нас. Он доверяет нам и видит в нас не рабов, а друзей, которые способны разглядеть в божественном смирении высший смысл. Бог не насилует человеческой воли приходом в наш грешный мир в грозовой буре, землетрясении или в виде могущественного полководца. Эти евангельские смыслы очень часто развивал в своих проповедях митрополит Сурожский Антоний (Блум). Окружавшие Христа волхвы и пастухи олицетворяют открытость Бога ко всем людям без оглядки на их положение в мире. Волхвы и пастухи - два пути к Богу. Отец Георгий Чистяков так описывает их: "Так и сегодня к Богу ведут два пути. Один - путь простых людей с открытым сердцем. Он быстр и прост. Другой - путь магов, или волхвов. Он долог и труден. Сегодняшняя интеллигенция идёт именно путём волхвов, долгим, трудным, опасным, иногда через ущелья, из которых, кажется, нет выхода, но всё же приводящим к Тому же Младенцу Иисусу". Отец Александр Мень в книге "Таинство Слово и Образ писал: "Пастухи - это те люди, которые не раздумывают и не колеблются. Полные доверия к Богу, поспешат они в город, где первыми удостоятся припасть к колыбели Спасителя. "Путь волхвов - это тернистый путь человеческого разума, путь "умножающих знание". Но и он может приводить к обретению Бога".

---
Протоиерей Александр Рябков.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.