ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Рождество Христово

Рождество Христово является самым большим, после Пасхи, праздником Святой Православной Церкви. Событие Рождества Христова напоминает нам о реальном осуществлении дела нашего спасения, потому что наша человеческая природа, при Боговоплощении, вновь соединилась с Божеством.

Для того, чтобы понять значение события Рождества Христова нам необходимо вспомнить самое начало жизни рода человеческого. Из Божественного откровения нам известно, что Господь Бог создал весь мир Своим творческим Словом. В том числе Он создал чудесный райский сад. И всё это Бог создал для человека, которого Он сотворил особым образом. В Откровении сказано, что Господь Бог сотворил человека по образу Своему. Это значит, что Бог при сотворении человека отобразил в нём Свои Божественные совершенства. Сам Бог вдунул в человека дыхание жизни, и потому стал человек душою живою. Это вдуновение указывает на то, что человек с самого начала своего существования был приобщён к Божественной жизни особым даром благодати, и таким образом имел непосредственное Богообщение. Для того, чтобы человек совершенствовался в послушании Господь Бог дал ему простую заповедь, запретив ему вкушать от древа познания добра и зла. Но первые люди не послушали Божественного повеления, и сначала жена Адама, Ева, а затем и сам Адам совершили преступление, вкусив плод от запрещённого древа. Правда, это преступление они совершили не по собственной инициативе, а под влиянием дьявольского обольщения, но совершили они этот грех по своему свободному произволению, и потому несут всю полноту ответственности за совершённое преступление. Такое преступление Божественной заповеди было вызовом против любви Божией, что привело к прекращению непосредственного Богообщения. Лишившись благодатного Богообщения, человек стал духовно и телесно смертным, тленным, страстным, его произволение стало удобопреклонным к злу. Кроме того, так как он послушался дьявола, то оказался его рабом.

Сам по себе человек не мог избавить себя от такого смертного состояния, потому что находился под властью греха. Но Господь Бог не оставил человека в таком жалком состоянии. А потому ещё в предвечном совете Божием было предопределено совершить дело спасения рода человеческого от смерти, тления, греховного произволения и власти дьявола. Согласно предвечному плану спасения, Сам Сын Божий, исполняя волю Бога Отца, должен был стать истинным человеком, чтобы искупить род человеческий от смерти, тления, удобопреклонности к злу и власти дьявола. И потому ещё в раю, сразу же после грехопадения, Господь Бог дал обетование, что Семя жены поразит голову змея. По мере того, как приближалось время пришествия в мир Спасителя, Бог через пророков всё более конкретно возвещал об этом событии. В частности, в Откровении говорилось о том, что в Потомке Авраама благословятся все народы (Быт. 22. 16-18); что Мессия придёт во время, когда колено Иудино утратит свою гражданскую власть (Быт. 49. 10); Мессия представляется в образе восходящей звезды (Числ. 24. 17); что Он будет величайшим Пророком (Втор. 18. 15-19). В Откровении говорилось о Его царственной власти (Числ. 24. 17); о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом (Втор. 18. 18-19); о происхождении Мессии из царского рода Давидова (2 Цар. 7, 12-14); о рождении Его в Вифлееме (Мих. 5, 2); о рождении Его от Девы Матери (Ис. 7, 14). А так как слово Божие непреложно, то всё, о чём возвещал Господь Бог через пророков, непременно должно было совершиться.

Все события связанные с Рождеством Христовым складывались в соответствии с тем, как предвозвещали пророки. После непорочного зачатия Сына Божия, Пресвятая Дева Мария жила в доме праведного Иосифа обручника в Назарете. Как раз в это время вышло повеление от кесаря о проведении переписи. Это повеление послужило поводом к тому, что праведный Иосиф с Девой Марией отправились в Вифлеем, где и надлежало родиться Спасителю. Но так как в самом Вифлееме не нашлось подходящего места для проживания, потому что пришли многочисленные потомки Давида для участия в переписи, то праведному семейству пришлось выйти на окраину города, где им удалось найти свободную пещеру, в которой они и расположились. Таких пещер было много в окрестностях Вифлеема, в них пастухи загоняли скот во время непогоды. Дева Мария и праведный Иосиф расположились на ночлег в такой убогой пещере. Была тихая зимняя ночь. И вот именно в этой бедной пещере, в тихую и ясную зимнюю ночь произошло величайшее событие в мире, совершилось рождение Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, произошло Боговоплощение.

Боговоплощение означает то, что вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий, будучи от вечности истинным Богом, и обладая всеми Божественными свойствами, теперь становится истинным Человеком, то есть воспринимает в Свою Божественную Ипостась всю полноту нашей человеческой природы, с разумной душёй и вещественным телом. Совершилось самой величайшее и чудеснейшее событие в мире, ибо расторгнутое в раю грехом Адама единство божества и человечества, вновь соединились в Лице Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Воплотившемуся Сыну Божиему дано было имя Иисус, что в переводе с еврейского означает Спаситель, потому что Сыну Божиему надлежало спасти род человеческий от греха, власти дьявола и вечной смерти. Мы так же называем Сына Божия Христом, или по-еврейски Мессией, что значит Помазанник, потому что Его человеческая природа была помазана, как бы неким миром, всей полнотой даров Святого Духа, то есть была обожена. В Лице Господа Иисуса Христа наша человеческая природа была исцелена, то есть она обогатилась всеми Божественными свойствами, сохранив при этом все природные человеческие свойства.

Значение и смысл празднуемого события отображены в службе Рождества Христова. Так в тропаре Рождество Христово воспевается следующим образом: "Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи слава Тебе". Здесь родившийся Младенец именуется Христом, то есть Помазанником, ибо Он по своему человечеству помазан всей полнотой благодатных даров Духа Святого, а так же именуется Богом, потому что воспринял человеческую природу Сам Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы. Родившийся Спаситель именуется Солнцем Правды и Востоком. Востоком Он именуется потому, что с востока восходит солнце, так и восшествие Солнца Правды Христа символически указывает на Восток, утверждая таким образом, что родившийся Младенец есть Христос. А Солнцем Правды Иисус Христос именуется по аналогии с вещественным солнцем. Ибо когда восходит солнце, его свет разгоняет ночную тьму, так и с пришествием на землю Солнца Правды Христа, была разогнана тьма заблуждений. Ибо после грехопадения человеческий ум омрачился, оказался в состоянии неведения Бога, лишился Богопознания, а потому весь человеческий род находился в состоянии заблуждения, увлёкся идолопоклонством. Но с пришествием Солнца Правды, то есть Христа, была упразднена тьма неведения, потому что Христос просветил наш ум светом истинного знания, открыл нам путь к Богопознанию. Примером истинного Богопознания служат для нас восточные мудрецы. Если раньше они рассматривали расположение звёзд, и на этом основании указывали время проведения различных земледельческих работ, то теперь, увидев новую необычайную Звезду, они последовали за ней, и достигли места, где находился Младенец Христос, и одними из первых удостоились поклониться Ему, как Господу Богу.

И что удивительно, Сын Божий, как Царь всего мира, казалось бы должен был родиться в богатейшем царском дворце, в обстановке блеска и роскоши. Но Господь отвергает земное благополучие, показывая тем самым, что Царство Его не от мира сего (Ин. 18, 36). Потому Христос рождается в убогой пещере, предназначенной для скота, и опять-таки не случайно, а потому что мы после грехопадения уподобились в своей греховной жизни скотам бессмысленным, и потому мы нуждались в Спасителе, Который смог бы возвести нас в царское достоинство, что в действительности Господь наш Иисус Христос и совершил.

После того как родился Иисус Христос Пресвятая Дева Мария "спеленала Его, и положила Его в ясли" (Лк. 2, 7). И что удивительно, первыми людьми сподобившимися увидеть родившегося Спасителя стали пастухи, простые, но благочестивые люди. В эту тихую зимнюю ночь они пасли стада в окрестностях Вифлеема. Неожиданно перед ними явился Ангел Господень в сияющей славе, так что пастухи весьма испугались. Тогда Ангел ободрил их, и возвестил им великую радость: "Ныне родился Спаситель, Который есть Господь Христос", и что они могут поклониться Богомладенцу, Который находится в пещере, и лежит в яслях повитый пеленами. После этого внезапно явилось целое воинство Ангелов, Которые радостно прославляли Бога: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение"! После такого чудного явления пастухи решили исполнить повеление Ангелов. Они с поспешностью отправились в Вифлеем, где действительно нашли пещеру и, войдя в неё, они встретили там Деву Марию и Иосифа, и рассказали им о случившемся, после чего, с великой радостью, первыми поклонились Богомладенцу. Охваченные великой радостью от общения с Богомладенцем, они вышли из пещеры и прославили Бога за ту милость Божию, которой они сподобились (Лк. 2, 8-20).

Кроме пастухов, как сообщает нам евангелист Матфей, родившемуся Богомладенцу сподобились поклониться некоторые восточные мудрецы. О родившемся Спасителе они узнали по чудесному знамению, когда увидели на небе необычайно яркую звезду. Быстро собравшись в дорогу, они следовали по пути, который указывала им эта необычайная звезда. Они шли до тех пор, пока не дошли до Вифлеема. Доведя волхвов до места, где находился родившийся Христос, звезда остановилась. И тогда волхвы весьма обрадовались тому, что достигли цели своего путешествия, и, войдя в дом, где находился Богомладенец, в священном трепете пали ниц перед Ним и поклонились Ему. После этого они вручили родившемуся Спасителю свои дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 9-12). Золото Спасителю принесли как Царю, ибо Иисус Христос является истинным Царём неба и земли, и потому мы называем Его Вседержителем. Ладан принесли Ему как Первосвященнику, потому что Он, будучи истинным Богом, стал истинным человеком, и как Первосвященник Сам принёс Свою человеческую природу в жертву Богу Отцу для того, чтобы искупить нас от греха, власти дьявола и вечной смерти. А смирну принесли Ему как Пророку, потому что Христос открыл нам полноту учения о Триипостасном Боге, и возвестил о том, что для человека открылся путь к Богообщению, посредством которого обретается вечная жизнь в Царствии Божием. После посещения Божественного Младенца, волхвы отправились в обратный путь, прославляя Бога за ту великую милость, которой они сподобились.

Святая Православная Церковь, вспоминая первых благочестивых людей сподобившихся поклониться родившемуся Богомладенцу, призывает всех Православных христиан достойно встретить праздник Рождества Христова. Для этого, ещё с древних времён, был установлен 40-дневный пост, когда христиане, посредством воздержания в пище и развлечениях, борются со своими страстями и греховными наклонностями. Так же Церковь предлагает нам уподобиться восточным мудрецам, и принести нашему Спасителю подобающие дары. Как Всевышнему Царю, мы можем принести Ему самое драгоценное, что мы имеем, то есть нашу жизнь, и всю её посвятить Богу, посредством исполнения заповедей Божиих в своей жизни. За это приношение Христос, со Своей стороны, вознаградит нас Своим даром, и приобщит нас к вечной жизни. Как истинному Богу мы можем принести Ему фимиам наших молитв, прославляя и благодаря Спасителя за все те благодеяния, которые Он нам оказывает. В свою очередь Господь ниспошлёт нам благодать Святого Духа для благодатной жизни во Христе. Как истинному Пророку, указавшему нам истинный путь к спасению, мы можем принести Ему благоуханное миро посредством чистоты нашей жизни и помышлений. А Господь Иисус Христос вознаградит нас помазанием Своего истинного мира, то есть излиянием благодатных даров, посредством которых сообщается обожение, или вхождение в жизнь Самой Святой Троицы.

Постараемся и мы подготовиться к встрече этого великого праздника, соблюдая Церковные постановления, соблюдая пост и исполняя молитвенные правила, чтобы и для нас праздник Рождества Христова был светлым и радостным.

---
Протоиерей Вениамин Горшков. Выпускник ЛДА (СПбДА).

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.