ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Богоявление

Праздник Богоявление возносится к крещению Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан. Господь был крещен в тридцатилетнем возрасте Иоанном Предтечей перед открытым выходом на проповедь и началом благовествования Нового Учения, запечатленного страданиями и смертью ради спасения человеческого рода. Необходимо отметить, что для начала Своего подвига вочеловечевшийся Сын Божий избрал этот возраст по двум причинам. Во-первых, к тридцати годам завершается физическое формирование человеческого организма. А во-вторых, именно с этого возраста мужчина в иудейском обществе считался зрелым.

Впервые слово "Богоявление" используется апостолом Павлом: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедал в народах, принят в мире, вознесся во славе" (1 Тим. 3, 16) и основным образом связано с рождеством Иисуса Христа. Слово "явление" также встречается в словах Апостола: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков..." (Тит. 2, 11) и по большей части относится к крещению Христа, потому что в тот день люди познали Божью благодать.

История возникновения и развитие праздника. Праздник Крещения Господня или Богоявления получил начало в III в.. О нем впервые упоминает Климент Александрийский в "Строматах". Упоминание о Богоявлении в "Завещании Господа нашего Иисуса Христа" свидетельствует, что в III в. праздник получил широкое распространение. Позднее (IVв.) из данного праздника выделяется праздник Рождества Христова. Это происходит вследствие того, что этот последний праздник имел слишком уж сложный ряд воспоминаний, однако судьбы этих двух праздников тесно связаны и у них история общая. Получивший начало в III в., но не имевший тогда всеобщего распространения, праздник Богоявления теперь вводится в самых отдаленных странах: упоминается во Фракии в 304 г., в Галлии в 362 г., в Испании в 380 г.; только донатисты в Африке отвергают его как нововведение. Законом ок. 400 г. на Богоявление запрещены цирковые представления, но от судопроизводства этот день делан свободным только при императоре Юстиниане. Однако следует заметить, что в данный период ещё не везде с этим праздником соединяются одинаковые воспоминанию. По Апостольским Постановлениям (Сирия) и по древнейшему коптскому календарю этот праздник посвящен крещению Господню. Блж. Августин в своих 6 словах на это праздник говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти Востока до конца IV в.это праздник в честь Рождества Христова. Епифаний Кипрский доказывает (в полемике в алогами), что рождение Спасителя было 6 января, а крещение 8 ноября. По свидетельству Иоанна Кассиана в Египте под Богоявлением "разумеют крещение Господне и рождество по плоти, и потому торжество того и другого таинства празднуют не в два дня, как в западных областях а в один". Армянская церковь и до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Даже после того, как Восток под влиянием Запада отделил Рождество Христово от Богоявления, первому продолжали усвоять наименование Богоявления. Василий Великий говорит о Рождестве Христовом: "будем называть этот праздник наш Богоявлением". Григорий Богослов говорит: "ныне мы празднуем Богоявление или праздник Рождества".

Ранее всего праздник Рождества Христова отделился от Богоявления в Римской церкви. По свидетельству Иоанна, еп. Никейского (IX в.) эта церковь начала праздновать Рождество Христово 25 декабря при папе Юлии (337-352). В одном сводном календарно-хронографическом памятнике, доведенном до 354 г. и носящем разные названия (Anonymus Cuspiniani, Catalogus Bucherianus, Calendarium Furii Philocali), в отделе Depositio martyrum (дни смерти мучеников) в 8-й календы января (= 25 дек.) показано "день рождения Христа в Вифлееме", а в отделе Annales заметка: "в консульство Цезаря Августа и Емилия Павла родился Христос в 8 календы января в пятницу, в 15-й день новолуния". Следовательно, Рождество Христово в Риме стало праздноваться 25 декабря до 354 г. и должно быть задолго до этого года. Папа Ливерий (352- 366) при посвящении в инокини сестры св. Амвросия Медиоланского Марцелины указывал ей на значительность в совпадении этого события ее жизни с днем рождения Спасителя от Девы и при этом упоминал о чудесах претворения воды в вино в Кане и насыщения 4000 человек. Это показывает, что с одной стороны в Риме существовал уже самостоятельный праздник Рождества Христова не тождественный с Богоявлением (с этим последним Ипполит Римский соединяет воспоминание о крещении), с другой - что однако это праздник еще ассоциировался в сознании римских христиан с Богоявлением (чудо в Кане и чудо насыщения - памяти Богоявленские). Самое раннее слово на Рождество Христово из западных отцов у Зенона Веронского (†380 г.).

На Востоке праздник становится прежде всего известен в Каппадокии: Василию Великому († 379 г.) принадлежит уже, как мы видели, слово с надписанием "на св. Рождество Христово". Друг Василия Великого Григорий Богослов насаждает праздник в Константинополе. Когда после смерти Валента и вступления на престол Феодосия Великого православные в Константинополе вздохнули свободно от арианских притеснений, то они получили в лице исаврийского отшельника Григория Богослова, бывшего еп. Сасимского, своего первого епископа; свое служение он начал в частной церкви, которую назвал Анастасией; в ней он первый раз в Константинополе в 379 г. 25 дек. совершил праздник Рождества Христова. Таким образом первым актом восстановления православия в столице было введение нового праздника. Деятельность св. Григория Богослова в Константинополе была непродолжительна (до 381 г.); с удалением его могло быть отменено его нововведение, поэтому неудивительно, что одно известие, правда довольно позднее (у Иоанна Никейского IX в.), приурочивает введение праздника Рождества Христова в Константинополе ко времени имп. Аркадия (395-408 г.): посетивший свою мать и брата имп. Гонорий расположил их к установлению по примеру Рима этого праздника. В Антиохии св. Иоанн Златоуст на память мученика Хрисогона 20 дек. 386 или 388 года говорил, что в наступающее 25 декабря впервые будет здесь праздноваться Рождество Христово, - что на Западе этот праздник издавна известен, а в Антиохию сведения о нем проникли лет 10 тому назад; что сам он давно желал и даже в тайне молился, чтобы этот праздник совершался и в Антиохии.

Несколько позднее новый праздник получил признание в двух других центрах тогдашнего христианства: Александрии и Иерусалиме. В то время, как еще в бытность Кассиана в Египте (ок. 380 г.) там не было праздника 25 декабря, в 432 г. (в патриаршество Кирилла Александрийского) в Александрии произносит проповедь на Рождество Христово 29-го числа египетского месяца хийяк (= 25 дек.) приезжий еп. Емесский Павел. Что касается Иерусалима, то по свидетельству Василия Селевуийского, "Ювеналий (425-428 г., еп. Иерусалимский), занимающий теперь славную и важную кафедру Иакова, начал праздновать день рождения Господа". С этими достоверными известиями согласны в общем и позднейшие разукрашенные в пользу Римской Церкви и несвободные от анахронизмов предания о введении праздника Рождества Христова на Востоке. По одному из этих преданий Иерусалимский еп. Кирилл, по другому Ювеналий, письмом к Папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: "нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан", и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества Христова 25 дек. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском Соборе это празднование. Златоуст тоже дал на это согласие. Из Кипра призван был Епифаний, чтобы он, как природный иудей, на основании Писаний, утвердил день. Патриархи Феофил Александрийский и Флавиан Антиохийский приняли новый праздник. Ввиду такого единодушия и еретические секты последовали в данном случае кафолической церкви. - Успехом своим новый праздник конечно обязан величию чествуемого события. Но введение его потребовало немало времени и не обошлось без борьбы. Уже Епифаний Кипрский, считавший днем рождения Спасителя 6 января, на основании замечания св. Луки, что при крещении Спасителю было около 30 лет , настойчиво доказывает ("много раз я вынужден был говорить"), что рождество Спасителя не могло быть в то же число месяца, что и крещение . Против этого отождествления возражают также Златоуст: "не тот день, в который родился Спаситель, должно называть явлением, но тот, когда Он крестился, не после рождения Он сделался всем известным, но когда крестился (следует ссылка на Ин. 1, 33) и мимоходом блж. Иероним: "в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в крещении - совершенно" . Обычай празднования в один день Рождества Христова и Крещения не был оставлен по местам на Востоке и в VI в. Косма Индикоплевс (ок. 530 г.) замечает, что тогда как Рождество Христово всюду празднуется в декабре, одни иерусалимляне "по легковерному предположению" празднуют его вместе с Богоявлением.

Святая вода (богослужебно-исторический аспект). Ефрем Сирин в гимнах на Богоявление говорит о крещении Христовом и об оглашенных. Одновременно с разделением праздников должны были на Востоке к 6 января приурочить крещение оглашенных. Святитель Григорий Богослов дал Богоявлению даже другое название - день Света, поскольку с крещением просвещаются оглашенные. В связи с этим же возникает обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник именно для крещения оглашенных. Иоанн Златоуст в беседе на Крещение Господне говорит: "Христос крестился и освятил естество вод, и потому в этот праздник все, почерпнув воды в полночь, отлагают для дома и хранят во весь год влагу от освященных сегодня вод; и бывает явное знамение: естество тех вод не портится от долготы времени, но целый год и часто два или три сегодня взятая вода остается неповрежденною и свежею и после такого промежутка не уступает водам, только что почерпнутым из источника".

Богословский смысл Праздника. В день крещения Иисуса Христа, посредством явления Пресвятой Троицы и исповедания Честного Предтечи произошло вселюдное исповедание, что Бог Сын и Слово Божие есть "един от Троицы" и вочеловечился, дабы спасти человеческий род от греха, диавола и смерти.

Говоря о крещении Иисуса Христа нельзя не упомянуть о Честном Предтече и Крестителе Иоанне, величайшей личности того времени, великом пророке, находящемся на грани двух Заветов. Он последний пророк Ветхого Завета и первый Нового. В каноне праздника Богоявления св. Козьма епископ Майумский характеризует Предтечу тремя эпитетами: "глас Слова", "светоносная лампада" и "зарница солнца". Поскольку Сын и Слово Божие является воипостазированным Словом Бога Отца, то Иоанн - Его гласом. Христос, как Бог - предвечный и нетварный свет, а Предтеча - несущая Его лампада. И поскольку Христос есть сияющий свет Божества правды, то Иоанн - Его зарница, предвещающая грядущее солнце, утренняя звезда. Итак, все эти имена и эпитеты передают сущность делания всей жизни Иоанна Предтечи - предвещание прихода Мессии.

Само слово "крещение" согласно св. Никодиму Святогорцу, происходит от греческого глагола "бапто", что значит погружать, и означает погружение (бутигма). От глагола " бапто" происходит и глагол "баптизо" (крестить) и перфект "бебаптизмей" (крестился), а оттуда и существительное - "баптизма", что значит крещение. Так, крещение непосредственным образом соединяется с водой. У Святых Отцов мы находим описание нескольких видов крещения.

Например, св. Григорий Богослов приводит пять видов: первое - Моисеево крещение, которое несло людям временное очищение; второе - Предтечино - крещение покаяния; затем - Христово крещение, через которое, посредством Духа Святого, все люди становятся христианами; четвертое - это запечатленное кровью крещение мученичества; пятое - крещение покаяния и слез.

Св. Иоанн Дамаскин приводит восемь видов крещения. Первым, по его мнению, было крещение всемирного потопа, происшедшее ради пресечения распространившегося по всей земле греха. Второе - крещение моря и облака, когда израильтяне проходили через Чермное море, и их денно и нощно покрывало облако. Третье - законническое, исполнение которого предписывалось законом Моисея; оно теснейшим образом соединялось с чистотой тела. Четвертым было Иоанново крещение. Оно было вводным, потому что открывало крещенным путь к покаянию. Оно не несло оставления грехов, а лишь предочищало людей, открывало внутренние очи души, помогая человеку ощутить свою греховность, а также давало силы к ожиданию завершительного, совершенного крещения Иисуса Христа. Пятым было крещение Самого Господа, когда Он вошел в Иордан. Оно было особенным, потому как на Христе не было греха, и Он не исповедовался. Шестым является совершенное крещение Господа нашего Иисуса Христа, поныне совершаемое в Церкви водою и Святым Духом. Седьмое - крещение крови и мученичества, воспринятое ради нас Христом. Речь идет о кресте Господнем, а также о страданиях соразделивших Христовы страсти святых угодников. Последним, восьмым, крещением, которое не называется спасительным, ибо оно ниспровергает и нескончаемо наказует грех, является адский огонь.

Так как Христос был совершенным Богом и совершенным человеком без греха, а Иоанново крещение вело людей к осознанию их греховности и предуготавливало народ к принятию совершенного крещения Христа, возникает вопрос: зачем было креститься Самому Иисусу? Ответ на него раскрывает перед нами великие истины.

Св. Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения, "но ради взятия на Себя нашего очищения", подобно тому, как Он принимает на Себя ради нас мучения. Он крестился, дабы сокрушить "головы драконов", поскольку существовало поверье, что бесы обитают в воде; чтобы смыть грех и погрести в водах Иордана всего ветхого Адама; чтобы освятить Крестителя, ведь не Иоанн освятил Христа, но Христос Иоанна, когда последний возложил руку на главу Иисуса; дабы соблюсти Им же данный закон и не стать его нарушителем; явить таинство Пресвятой Троицы, происшедшее в тот момент; стать образом и примером нашего совершенного крещения, совершающегося водой и Святым Духом..

Помимо этого, крещением в реке Иордан Господь освятил воды. Поэтому мы в день Богоявления совершаем обряд водоосвящения, на котором молим Святого Духа снизойти и освятить воды. Соединенная с Божьей благодатью вода перестает быть водой грехопадения и становится водой возрождения.

Святоотеческое предание сопоставляет крещение Христа с чудесным переходом израильтян через Чермное море. Как чудотворным действием бесплотного Слова египтяне были потоплены, а израильтяне спасены, так и при крещении - силой воплощенного Слова растленный человек воссоздался, а "драконы сокрушились", демоны потеряли силу.

Св. Никодим Святогорец говорит, что для воссоздания испорченного сосуда гончару необходимы две вещи: вода, чтобы замесить глину, и огонь, чтобы обжечь сосуд. Тоже самое использовал и Бог - Великий Гончар нашего творения. Для воссоздания сокрушенной человеческой природы Он употребил огонь, который имеет в Самом Себе, (ибо является "всепожирающим пламенем", испепеляющим всякую нечистоту) и воду из реки Иордан.

Через воплощение Христа и исполнение всех ступеней божественного Домостроительства, одной из которых является и крещение, свершается воссоздание человеческой природы. Это было возможно по двум причинам: во-первых, потому что, несмотря на грехопадение, она не была уничтожена, а во-вторых, потому что Господь является Создателем человека, Он же есть и его Воссоздатель.

Сосуществование двух стихий - воды и огня - совершенно невозможно. Огонь не может разгореться и запылать в мокрой среде. В реке же Иордан они сосуществуют, потому что божественный огонь нетварен, а вода - тварна, и первое обоживает второе.

Весь человеческий род проистек из двух источников - Адама и Евы - и грехом был приведен к омертвлению - мертвому морю нашей жизни, где обитают смерть и тление. В воды этого Иордана, то есть человеческого рода, вочеловечившись, вошел Христос и тем самым победил смерть, возвратив людей к их изначальной жизни..

В одном из псалмов пророк Давид говорит: "Море увидело и побежало; Иордан обратился назад". Речь идет об изумлении моря и реки Иордан, когда безгрешный Христос сошел в его воды. Это изумление содержится и в молитве водоосвящения, Написанной св. Софронием Иерусалимским: "Иордан возвратися в спять, видяще огнь Божественный, во теле снизхождящего и входящего в него". Огонь Божества, облеченный в тело Иисуса Христа, нисходил в воды Иордана.

Это пророчество в определенной степени сбывается в жизни каждого христианина. Море - это исполненная трудностями жизнь человека, поэтому она называется "соленым морем". Иордан, как мы уже говорили выше, - это человеческая жизнь, которая после падения первозданных направилась к омертвлению и слилась со смертностью и тлением. С покаянием человек избавляется от "соленного моря" бытия. Его жизнь прелагается, изменяется и обращается к его настоящим источникам, приобретая совершенно другое значение (пр. Исихий).

Откровение Троичного Бога было одной из целей и воплощения Бога Слова, и крещения Христа в реке Иордан. Несмотря на то, что в Боге одна сущность и природа, Он является Триипостасным. При крещении Иисуса Христа произошло явление Пресвятой Троицы: прозвучал голос Отца, свидетельствующий, что стоящий в Иордане Христос является Его Сыном, а Святой Дух явился "в виде голубине". Подобные откровение Троичного Бога и свидетельствование Отца происходят и перед началом Христовых страданий, при Его преображении на горе Фавор. Явление Троичного Бога было необходимо и при воссоздании человека, ибо этим открывается еще одна богословская истина - только человек является "земным служителем" Пресвятой Троицы, и лишь он сотворен по образу и подобию Троичного Бога. Как объясняет св. Григорий Палама, животные не имеют разума и слова, но лишь жизненосный дух. Это означает, что со смертью животных их дух исчезает, так как он не имеет сущности, а лишь энергию. Ангелы и Архангелы обладают разумом и словом, но не имеют животворящего тело духа, поскольку они сверхчувственны. А человек обладает и разумом, и словом, и животворящим тело духом. Поэтому он один является сотворенным "по образу" Триипостасного Божества. Впрочем, по этой же причине, Сын и Слово Божие ради спасения и преображения мира стал именно человеком, а не Ангелом. Человек обхватывает собой все творение. Итак, через обоженного человека произошло преображение и изменение всего создания.

Бог Отец свидетельствует, что Христос является Его возлюбленным Сыном. В Евангелии от Матфея Бог свидетельствует о Христе в третьем лице: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3, 17). А у евангелиста Марка - во втором лице: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк. 1, 11). Свидетельство Бога Отца о том, что крещаемый во Иордане - не просто человек, но возлюбленный Сын Его, непосредственным образом указывает на Божество Слова и Его единосущие с Отцом. Согласно святоотеческому Преданию, голос Отца является созерцанием, откровением, а не чем-то, что воспринимается органами чувств человека. При созерцании Божией славы участвует и тело, но без преображения чувств созерцать ее невозможно.

В явлении Троичного Бога на реке Иордан участвовал и Святой Дух. Иоанн Креститель "увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него" (Мф. 3, 16). В момент схождения Святого Духа в виде голубя "на Него", то есть на Христа, послышалось свидетельство Бога Отца. Святой Дух являлся неоднократно, или в виде ветра, или в виде грома, или - огненного языка. При крещении Христа Святой Дух является "как голубь". Это означает, что Он не был голубем, но имел его образ. Явление Святого Духа в виде голубя напоминает нам Ноев потоп, когда посланный Ноем голубь вернулся с веточкой маслины в клюве, благовествуя таким образом об окончании потопа. При крещении Иисуса Христа Святой Дух, "как голубь", свидетельствует о разрешении потопного греха. В Его клюве не было веточки маслины, но Он свидетельствует о милости Божией - об Иисусе Христе, возлюбленном Сыне Бога Отца.

Сошествие Святого Духа в образе голубя над головой Христа и одновременное свидетельствование Отца "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" указывают на единосущие Лиц Святой Троицы и на различие между Иоанном Предтечей и Христом. До этого момента народ глубоко чтил Иоанна Крестителя, тогда как Христос был неизвестен. Указание Святого Духа, соединенное с гласом Бога Отца, указывало на Христа, посланного для спасения человека Сына Божия (блаж. Феофилакт).

Степень созерцания Честного Предтечи была велика. В жизни Божиих старцев мы не раз встречаем опыт боговидения, созерцания славы Пресвятой Троицы в образе Иисуса Христа. Иоанн Креститель сподобился услышать голос Бога Отца, увидеть Слово Божие и Божий Дух. Это созерцание не было чувственным видением. Человек может видеть Бога и телесными глазами, однако, чтобы вьщержать это видение, они должны сначала преобразиться. Сверхъестественное откровение и явление Пресвятой Троицы подтверждается и используемыми евангелистами выражениями. Так, евангелист Матфей говорит: "И се отверзлись Ему небеса" (Мф. 3, 16). А в Евангелии от Марка встречаем: "И увидел Иоанн разверзающиеся небеса" (Мк. 1, 10).

Как уже говорилось ранее, одной из целей крещения Иисуса Христа было его становление образом и примером для нас. Крещение считается вводным таинством, поскольку через него мы входим в лоно Церкви. Как для Христа началом мироспасительного подвига было крещение, а затем последовали страсти, распятие, воскресение, вознесение, так и для христианина духовная жизнь начинается с крещения.

Вера тесным образом связывается с таинством крещения. Согласно св. Василию Великому, вера и крещение - это два нераздельных между собой пути спасения. Крещение делает веру более совершенной, а вера утверждает крещение. Одно дополняется и наполняется другим. Как мы веруем в Отца, Сына и Святого Духа, так и крещаемся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После открывающего врата спасения Символа веры следует запечатлевающее наше произволение крещение.

Это говорится с точки зрения, что существуют два вида веры: вводная, называемая также вера "от слышания", и совершенная - вера "от видения". Вначале человек слышит о Боге, верует в Него, а затем крещается и помазуется святым миром. И лишь после приобретения духовного опыта вера человека становится "от видения" или лучше сказать "от созерцания". Это хорошо видно на примере ранней Церкви, когда крещение было не просто формальным обрядом и общественным событием, но таинством вхождения человека в Церковь. Ему предшествовало длительное очищение человека. Крещение называется просвещением, потому что через него и через таинство миропомазания просвещается человеческий разум.

Христос крестился, чтобы соблюсти закон и передать Свою благодать воде, всему созданию и человеку. Так Он дал каждому человеку возможность приобрести благодать усыновления - Богоявление в личной жизни. Таким образом явление Бога есть богопознание, которое, будучи событием экзистенциального характера, ведет ко спасению.

---
Диакон Михаил Лунев. Выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.