ГЛАВНАЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ФОТО / ВИДЕО / АУДИО КОНТАКТЫ
Пасхальное поздравление Отца Настоятеля

Обращение отца настоятеля перед Великим Постом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рождество Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Богооткровенное наследие святых Апостолов Петра и Павла

День Святой Троицы

Вознесение Господне

Преполовение Пятидесятницы

Благовещение

Воскресение Христово

Праздник Вербного Воскресения

История Великого Поста

Сретение Господне

Богоявление

Обрезание Господне

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождественский пост

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Димитриевская родительская суббота

Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздники
Праздник Вербного Воскресения

Торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).

Этот праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых праздников. Он празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день, согласно евангельскому повествованию вспоминается встреча иерусалимским народом Господа Иисуса Христа как Царя и Мессии.

Множество народа, пришедшего на праздник и услышав, что Иисус идет в город Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и громко восклицали: осанна! (как обычно обращались только к царю) благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12–13). Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9).

Народ Иерусалима, зная о воскрешении четверодневного Лазаря, встречает Иисуса Христа очень торжественно. Этим чудом Спаситель доказал свое право называться Сыном Божиим. Господь, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

Еврейский народ, находившийся под владычеством Римской Империи, ожидал Мессию как политического освободителя, и многим казалось, что Чудотворец, способный воскресить мертвого и накормить несколькими хлебами пять тысяч человек и есть тот, кто поведет евреев к политической свободе. Поэтому Иисуса и приветствовали как царя — пальмовыми ветвями. Помимо этого также существовал обычай, согласно которому цари и победители въезжали в город Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их, выражая этим свою преданность и покорность. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжает в Святой Город, но не как земной Царь или Император, одержавший победу в войне, а как Царь, Царство Которого согласно Евангелию не от мира сего (Ин. 18,36), как Победитель греха, проклятия и смерти.

Это царское прославление Господа Иисуса Христа перед Его крестной смертью Святая Православная Церковь вспоминает для того чтобы показать значимость вольного страдания Спасителя за весь род человеческий.

Таким образом, праздник символизирует с одной стороны признание спасительной миссии Иисуса Христа, а с другой является прообразом входа Сына Человеческого в Рай, которого некогда первозданный Адам лишился за свое непослушание.

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и весь народ ожидал национального освободителя от иноземного господства. Но из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Господь Иисус Христос знал, в чем на самом деле состоит его Миссия: что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего — от рабства греха. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к страшной и жестокой казни на Кресте.

В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Праздничный канон составлен Косьмой Маюмским. Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною". В России же этот праздник называется "Вербным воскресеньем", поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба.

К сожалению, эта прекрасная традиция, связанная с освящением вербы со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на "Грядущем во имя Господне" — Господе Иисусе Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу, получается, нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим «оберегом».

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: "... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани". Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Конечно, никто сейчас не будет нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не столько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

---
Иерей Андрей Ковальчук. Выпускник СПбДА. Кандидат богословия.

   Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, СПб, 1-я Никитинская улица, д. 1а, 2014г.